ПРИЗРАЧНАЯ РУКА

 

Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ

«Аналитическая газета «Секретные исследования», №17, 2022

 

Расследование странной фотографии 1900 года.

 

Тот самый снимок 1990 года

 

Недавно известный журнал о непознанном «Skeptical Inquirer» опубликовал статью Кенни Биддла «Рука-призрак» 1900 года». Этот исследователь разоблачает фотографии привидений, и мы некоторые из его статей переводили и публиковали в нашей газете – с нашими комментариями. Так поступим и в этот раз: сначала познакомим читателей с нашим переводом исследования Кенни Биддла, а затем выскажем своё мнение.

 

СТАТЬЯ В ЖУРНАЛЕ

 

Увеличенный фрагмент

 

Итак, Кенни Биддл пишет, что по пятницам ведёт шоу о непознанном в прямом эфире, и зрители присылают ему свои любимые фотографии «призраков», чтобы он мог анализировать их в режиме реального времени во время шоу и давать некоторое представление о мелких деталях, которые часто раскрывают истинную природу пойманного «призрака»:

«Друг и частый гость шоу JD Sword прислал мне старую фотографию, которую я раньше не видел. На фотографии пятнадцать молодых женщин, выстроившихся в четыре ряда, большинство из них позируют со скрещенными руками. Только один персонаж выделяется в игривом неповиновении, одна её рука на бедре, а другая опущена рядом с ней. Выражение её лица как бы говорит: «Я буду позировать, как захочу, только попробуй меня остановить». Женщины одеты в одинаковые юбки, а на их талии свисают различные инструменты.

Это изображение приобрело некоторую популярность в паранормальном сообществе не как исторический документ 1900 года о работающих женщинах, а из-за предполагаемой призрачной руки, к которой не прикреплено тело. Если вы сосредоточите своё внимание на женщине справа от второго ряда (снизу), то заметите на её правом плече человеческую руку; правую руку, если быть точным. Мы можем видеть три пальца и большой палец с ногтем. Когда мы посмотрим на двух женщин позади неё, то увидим, что обе стоят со скрещенными на груди руками, и становится очевидно, что рука не принадлежит ни одной из них. Итак, загадка… Откуда взялась одинокая рука?

Первым шагом моего расследования было проверить, была ли фотография подлинной фотографией 1900-х годов или современной мистификацией. Сначала я проверил на сайте Snopes.com, потому что у них есть большая база данных городских легенд, розыгрышей и фольклора, начиная с 1994 года. Однако поиск не дал никаких результатов. Глядя на фотографию, не было никаких явных или тонких признаков того, что это современная подделка, призванная выглядеть старинной.

Я начал использовать поиск по ключевым словам и в конце концов нашёл сканы изображения в высоком разрешении на сайтах ShutterStock.com и GettyImages.com. На странице GettyImages указано, что изображение было загружено 31 июля 2005 г. и содержит следующую информацию: «Историческая география. 1900. Ирландия. Вот несколько счастливых ольстерских девушек с льняной фабрики главного города Северной Ирландии. Ирландский лён давно сделал себе имя, и многие из лучших носовых платков и нижнего белья происходят из этого источника. Льняное волокно получают из стебля растения. У каждой девушки на фотографии вокруг талии шнур, поддерживающий различные инструменты, используемые в её работе». Автор фотографии указан как «SeM», который, по-видимому, является анонимным автором веб-сайта.

Фотография впервые привлекла внимание, когда появилась на сайте BelfastLive.co.uk в разделе истории под названием «Историческая галерея старых ремёсел Белфаста», опубликованном 29 апреля 2016 года. Через различные новостные агентства сообщается, что женщина по имени Линда отправила фотографию на BelfastLive.com и опознала женщину с рукой на плече как свою прабабушку, комментируя: «Приятно видеть старую фотографию моей бабушки в фото прошлых лет, когда она работала там. Она была Эллен Доннелли (в девичестве МакКиллоп)».

Я попытался найти Линду, чтобы проверить её личность и её связь с фотографией, но на момент отправки этой статьи мне это не удалось (но я продолжу поиски). Я провёл дополнительные исследования и смог найти Эллен Доннелли, которой в 1900 году было бы двадцать пять лет, она жила в том же графстве, где была фабрика (Антрим), и, согласно переписи населения Ирландии, числится ткачихой в 1911 году. Для интересующихся добавлю, что на той фабрике применялось ручное ткачество узорчатой дамасской ткани на жаккардовых станках (Carpenter 2019).

Поскольку нет никаких указаний на то, что фотография является современной мистификацией, давайте поближе рассмотрим эту фантомную руку и любые подсказки относительно того, как она появилась. Это, безусловно, рука с тремя пальцами и большим пальцем, как обычно, если бы кто-то обнял юную леди (с этого момента я буду называть её Эллен). Итак, где же остальная часть этого таинственного человека? Наиболее вероятное объяснение состоит в том, что с фотографии была удалена другая девушка, а некоторые детали были нарисованы, чтобы скрыть правку. Есть несколько подсказок, которые приводят меня к такому выводу».

 

АНАЛИЗ СНИМКА

 

Кенни Биддл продолжает:

«До изобретения программы Photoshop и других программ для редактирования снимков фотографии часто ретушировали вручную, вырезая (ножницами) нежелательных людей или объекты и заполняя пустое пространство фрагментами других фотографий или прорисовывая детали карандашом или углём. Обычно это была утомительная работа, и количество времени, затрачиваемое на неё, зависело от фона. В статье Джоселин Сир на эту тему она заявляет: «Фотографы и специалисты по ретуши очищали плёнку ножами, рисовали или рисовали поверх неё и даже склеивали несколько негативов вместе, чтобы создать один отпечаток» (Sears, 2016).

 

Ретушь этого изображения, чтобы убрать выпуклость на шее

 

Слева – иллюстрация из «Книги фотографии» 1905 г., показывающая «правильную» позицию для ретуши негативов. Справа – реклама стола для ретуши, около 1898 г.

 

Работа по ретуши была утомительной и всё ещё довольно распространённой задолго до появления компьютеров. Эта работа выполнялась на ретуширующем столе, который представлял собой «шарнирный мольберт, [который] имел центральную деревянную раму, поддерживаемую боковыми опорами, которые позволяли пользователю изменять угол рабочей поверхности. В центральной рамке находился кусок стекла, на который помещался негатив. Прикреплённое к основанию регулируемое зеркало или кусок белого картона отражает свет сквозь негатив. Нависающий кусок дерева – иногда в сопровождении встроенных боковых занавесок или куска ткани, накинутого на всё это хитроумное приспособление, – препятствовал попаданию света на негатив сверху» (Sears, 2016). Хотя это занимало некоторое время, фотографии можно было отредактировать, добавив объекты или декорации, изменив внешний вид человека или полностью удалив его.

 

Следы ретуши

 

Если мы внимательно посмотрим на нашу фотографию «призрачной руки», сфокусировав внимание на крайней правой части изображения (слева от Эллен), первое, что бросается в глаза, это чёрный контур, начинающийся от воротника её рубашки и спускающийся к её локтю. Если сравнивать с перекрывающимися участками одежды в других местах на Эллен, а также на других девушках на фото, мы не видим такого чёткого контура. В сцене много тёмных областей, но они вызваны тенями и имеют более мягкий вид. Жёсткие очертания руки Эллен выглядят неестественно и, кажется, нарисованы от руки, вероятно, графитным карандашом или тушью.

 

Чернильное пятно

 

Также левая рука Эллен кажется слишком тонкой по сравнению с её правой рукой. Край рукава не демонстрирует морщин и складок ткани, а вместо этого показывает плавную изогнутую линию от плеча до локтя. Её левая рука, как рукав, так и голая кожа, заметно темнее, чем её правая рука, несмотря на общий угол теней на фотографии, указывающий на то, что источник света находился справа от фотографа, а это означает, что рука не должна быть темнее. Даже складки на рукаве кажутся неестественно плоскими. Кроме того, есть чернильное пятно там, где заканчивается рукав Эллен и начинается её голая рука.

 

Отсутствует ткацкий инструмент на верёвке

 

Если мы посмотрим на область справа от Эллен, то увидим ошибку на юбке девушки, стоящей позади неё. Вертикальная верёвка (короткая тёмная линия), которая должна прикрепить инструмент к другой верёвке вокруг талии девушки, не завершена. Сначала я подумал, что её просто обрезали. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что вертикальная верёвка также была протянута, но не закончена. Я могу только предположить, что ретушёр думал, что рисует складки юбки, не понимая, что эта линия должна быть прикреплена к ткацкому инструменту.

Я заметил, что волосы на правой стороне (с нашей точки видения) головы Эллен слишком тёмные для того, чтобы быть на той же стороне, что и источник света, и не соответствуют остальным её волосам. Эта часть волос удивительно похожа на незавершённую вертикальную верёвку на девушке позади Эллен. Я также заметил значительную лысину на проборе волос Эллен...

Хотя это, безусловно, делает фото «жутким», более вероятной причиной является то, что с изображения была удалена другая девушка. На это есть несколько причин: возможно, было решено убрать этого лишнего человека с фотографии, или она уволилась или была уволена сразу после того, как была сделана фотография. Мы, вероятно, никогда не узнаем, почему кто-то был удалён с этой фотографии, но подсказки говорят нам, что это так.

Учитывая такую утомительную работу, можно предположить, что ретушёр либо решил, что потратил достаточно времени на удаление человека, и намеренно проигнорировал лишнюю руку, либо просто забыл о руке, потратив несколько часов на удаление тела. Учитывая, что «призрачная рука» не привлекала внимания с 1900 года, я могу понять упущение».

 

НАШЕ ДОПОЛНЕНИЕ

 

Это расследование Кенни Биддла кажется вполне профессиональным и убедительным, чего не скажешь о другом призрачном снимке (см. нашу статью «Фантом в кадре», №7, 2022). Среди старинных фотографий нередко встречаются снимки с подобными «аномалиями»: лишняя рука или нога, прочее «призрачное». Как правило, это ошибки ретуширования. Так что эта загадка раскрыта.

От себя добавлю, что, судя по положению «призрачной руки», она принадлежала стоящему рядом ребёнку. Наверно, это младшая сестра Эллен или её дочь, потому она положила свою руку ей на правое плечо. А к левому плечу прислонила свою голову. Это несколько портило общее впечатление от фото, потому и было решено отретушировать снимок…

 

 

Информация

  • ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ
        (обновляется!)   Теперь книги наших авторов можно купить в любой стране мира. Рекомендуем:…
  • ОКНО В ИНУЮ БЕЛАРУСЬ
      Серия исторических детективов Вадима Деружинского, действие которых происходит в середине 1930-х в Западной Беларуси,…
  • В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ
      Уважаемые читатели! Теперь нашу газету можно купить на нашем сайте в электронном виде из…
  • Новый детективный роман
        Вадим Деружинский   Черная лента     В довоенной Западной Беларуси, частью которой…
  • РАСПРОДАЖА КНИГ НАШИХ АВТОРОВ
            Уважаемые читатели! Сообщаем, что организована распродажа по существенно сниженным ценам последней…

На печатную версию нашей газеты теперь можно подписаться и онлайн: