ПОЛЕССКИЙ ВАМПИРИЗМ

 

Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ

«Аналитическая газета «Секретные исследования», №13, 2021

 

Мне попалось довольно редкое издание «Пинчуки» (Санкт-Петербург, 1890), в этой книге песни, поговорки, загадки и поверья, которые долго собирал в 1870-х годах православный священник Д.Г. Булгаковский в Пинском уезде Минской губернии. Издатели пишут, что жители Полесья сохранили самые архаичные обряды, так как мало с кем вступали в контакт – вокруг нехоженые леса и болота. Кстати, интересно, что народный праздник Яна Купала у них назывался Купайло, на балтский манер (так что семантика слова не в «купать», а в реалиях языка наших предков западных балтов в их языческий период до их славянизации при крещении). Меня заинтересовали поверья и обряды, которые относятся к теме смерти и вампиризма. И обнаружились интересные вещи.

 

 

КОГДА ПРИХОДИЛА СМЕРТЬ

 

Почти все обряды, связанные со смертью, так или иначе должны были предотвратить возвращение в дом покойника (то есть вампира) и с этим связанные новые смерти людей. Пинчуки считали за грех долго держать покойника. Верили, что по выходе из тела душа остаётся дома 6 недель. Другой критерий – душа остаётся в доме, пока в селе не умрёт кто-нибудь другой, и тогда «дежурство» сменяется, и душа идёт на покой. А до тех пор покойники всё слышат.

Тотчас после смерти домашние идут к соседям и зовут их в свой дом, полагая, что точно так святые будут звать покойника на Тот Свет и не позволят ему возвращаться к живым. На мой взгляд, это одно из целого ряда действий с общей целью: запутать вампира, чтобы он потерял ориентиры и не смог приходить в свой дом.

Когда копают могилу, берут оттуда земли и посыпают лавку, на которой кладут покойника. После того, как вынесут тело покойника из дома, одна из женщин посыпает житом по лавке, где лежал покойник, и по всей избе. Когда относят мертвеца на кладбище, то в доме кто-нибудь остаётся, иначе в скором времени умрёт другой член семьи. Полагаю, это тоже связано с системой ориентации вампира, о которой в вампирологии практически нет никаких представлений.

Напомню фазы вампиризма. Когда закапывают могилу с находящимся там вампиром-коматозником, то над могилой постепенно появляется свечение, которое при определённой концентрации превращается в Огненного змея – нечто вроде шаровой молнии размером с голову ребёнка и с длинным хвостом из искр, как при сварке. Этот субъект медленно летит, словно живой организм, на высоте человеческого роста или нескольких метров по направлению к селу, где зависает у края крыши дома своих родных. Пока он там висит, жертва, на которую обращён «фокус внимания» вампира, начинает видеть его призрак (другие люди его не видят). При этом сами собой двигаются в доме вещи, которые принадлежали вампиру, в том числе его личные вещи, включая одежду.

Очевидно, что для ориентации у вампира какие-то маркеры на уровне информатики вещества. Как мы предполагали в цикле статей, это маркеры на уровне «матриц» объектов. Ну а всякие народные манипуляции призваны сбить вампира с толку, запутать его или заставить его заблудиться. При этом очень часто для этой цели (и точно так как средство борьбы с полтергейстом) используются множества мелких предметов типа крупы, которые рассыпаются в месте, где некие маркеры для вампира в его перемещениях. Однако мне непонятно, зачем, когда относят мертвеца на кладбище, в доме кто-нибудь остаётся. Возможно, это делается тоже с целью запутать вампира.

Вот ещё некоторые правила пинчуков. Когда везут мертвеца на кладбище, «нельзя есть и смотреть в окно, потому что в первом случае будет вонять изо рта, а во втором заболят глаза». В могилу кладут яйцо, а также чистое бельё, табак и трубку, если покойник курил, и табакерку, если он нюхал, также святую воду в бутылке, а в некоторых местах деньги и водку. Когда опускают покойника в могилу, домашние бросают туда замок, чтобы больше не умирали в семье.

Во время похорон ближайшие родные покойника носят на кладбище побитые горшки, чтобы «не скучать по покойнику». С этой же целью старшие берут земли за пазуху, когда в могилу опускают тело. При похоронах причитают: «так не скоро мы побачимся с тобою, последний раз мы с тобою бачимся». То есть покойнику говорят, чтобы он не возвращался.

Все вернувшиеся с кладбища умывают руки – как символ очищения. В первую ночь ставят на стол в тарелке воду и булку хлеба в том убеждении, что душа умершего придёт в гости и будет есть и пить. Этот обычай напомнил мне интересный нюанс, о нём говорится в докладах комиссий, которые посылала на Балканы для расследования вампиризма австрийская императрица Мария-Тереза. Когда раскапывали могилу вампира, то находили его живым с виду и на самом деле (у него бьётся сердце, из перерезанных вен пульсирует кровь, он стонет и ругается, когда ему забивают в грудь кол или разрезают грудную клетку), а самое интересное – после его казни призрак вампира продолжает появляться в доме жертвы ровно трое суток (создавая при этом полтергейст) – и лишь тогда окончательно и навсегда исчезает.

Это наводит на мысль, что и при обычной нормальной смерти сознание человека тоже три дня продолжает пребывать в нашей реальности, но не в мёртвом теле, а в своём доме среди своих личных вещей. С этим, видимо, связан и обычай завешивать зеркала.

На сороковой день пинчуки делают так называемые прикладины. Так называется колодка величиной с гроб, которую кладут на могилу. Объясняется это тоже как средство от вампиризма: чтобы мертвец не возвращался домой, а сидел там и отдыхал. С этой же целью «рядом на могилу кладут блины, орехи, тыквы и водку». Всё это должно помешать образовываться свечению над могилой вампира – с превращением свечения в Огненного змея (Летуна).

При похоронах первого ребёнка мать не ходит на кладбище, чтобы устранить смерть будущих детей (то есть если первый ребёнок оказался вампиром, то он может стать причиной смерти для будущих детей своей матери). Когда умирает ребёнок, то бабка, которая одна постоянно принимает роды, должна замкнуть замок и положить в гроб умершего ребёнка под спину, а ключ должна бросить в колодец. «После этих действий рождающиеся дети не будут умирать».

 

ЧТО ДЕЛАЕТ ВАМПИР

 

Пинчуки для названия вампира используют два слова – «упырь» и «чаровник». Причём упырь – это ходящий после смерти чаровник. Само слово «чаровник» связано с полтергейстом. В книге говорится: «После смерти своей чаровник ходит и прежде всего пугает свой дом, в котором он жил. Пришедши в дом, чаровник бьёт горшки, бросает хлеб, яйца и всё, что попадётся под руки; выгоняет скот из хлевов, даже сбрасывает крышу с дома. Чтобы не ходил чаровник, следует забить на могиле его в головах осиновый кол; если же это средство не остановит чаровника, то нужно осыпать его могилу и тот дом, в который он ходит, освещённым маком самосеянцем».

Осина и мак должны помешать образованию свечения над могилой и Огненного змея. Почему осина? У большинства народов она считается средством от нечистой силы, ведьм и колдовства. Она содержит дубильные вещества и уничтожает микроорганизмы, используется как лекарство. А также это был символ запрета для движения. Например, была пословица «Пойду и осиной заломлю себе дорогу» – если человек намеревался навсегда покинуть родные места, то с этими словами он ломал недалеко от дороги ветку осины. Но ответ, наверно, просто в том, что заточенный осиновый кол сам по себе острее, чем колья из всех других сортов местной древесины.

Уникальная традиция пинчуков: они считали, что «после смерти душа покойника погружается, или, как говорили, полощется в воде, находящейся в доме, и тем оскверняет её. Напившийся той воды в скором времени умирает, вследствие чего перед смертью больного домашние выливают всю воду на двор и самые сосуды, в которых была вода, перевёртывают вверх дном».

Душа покойника в первый день после похорон находится в тарелке с водой, которую пинчуки ставят на стол сразу после похорон. Эту воду потом тоже выливают – чтобы «увести душу похороненного». С водой связан и водный полтергейст, и сам тот факт, что тело вампира в гробу невесть как из ничего производит в огромном количестве жидкость, похожую на кровь с белой составной, она сочится из всех пор и отверстий вампира, и он в ней плавает в гробу (отчего и появился миф, что вампир пьёт кровь своих жертв). О выделениях святого Шарбеля мы подробно писали в предыдущих номерах газеты, и вот оказалось, что с этим как-то связаны и представления в Полесье о посмертных процессах. Кстати, учёные обнаружили так называемую «память воды», но об этом надо говорить уже в других статьях.

По представлениям жителей Полесья, душа умершего в течение 9 дней постепенно «затихает», обитая в своём доме – в расположенных в доме ёмкостях с водой. На девятый день душа полностью покидает дом усопшего. Потом дьявол входит в «вампирские трупы», и те «начинают ходить в свои дома». В книге самый интересный момент:

«Что же делают злые люди-покойники, блуждая ночью по домам? Верят, что покойники дышат (хухукают) ночью над детьми, от чего дети скоропостижно умирают. Пугают часто ночью живых по домам, иногда до полусмерти, убивают животных и даже людей, которые делаются после смерти чёрными».

Тут сразу несколько новых интересных для вампирологии фактов. Призрак вампира не пьёт кровь своей жертвы (о чём уже было сказано выше), а находится над жертвой (которая в состоянии сонного паралича) и «сосёт её жизненные соки», издавая при этом звуки, будто засасывает шумно что-то. В отчётах комиссий императрицы Марии-Терезы, расследовавших вампиризм на Балканах, у жертв вампиров остаются синюшные засосы на коже – только в трёх местах: на животе, на груди, на шее. При этом целостность кожных покровов не нарушена, никто из жертв не высосал ни капли крови. Ну и, конечно, нет следов никаких укусов и зубов.

Но что в таком случае сосёт из своей жертвы вампир? И самое загадочное: почему, как говорит опыт пинчуков, такая высосанная жертва вампира делается после смерти чёрной? Это заодно опровергает миф, что вампир «заражает вампиризмом» своих жертв. На самом деле источником заражения может быть что-то иное: почва, какие-то грибки или бактерии-вирусы, прочее. Вполне научна даже гипотеза о том, что заразу приносят из космоса время от времени какие-то кометы. То есть принципиально разные системы организации Жизни на нашей планете и на той, с которой комета принесла на нашу поверхность «жизненный материал», и порождают при контакте явление вампиризма.

 

«ПОКОЙНИКИ ДЫШАТ НАД ДЕТЬМИ»

 

В книге приводятся технологии пинчуков против вампиризма:

«Против этого предпринимаются следующие меры. Избирают какой-либо день и собираются все женщины в одну хату. Ночью прядут нитки… и таким образом за одну ночь получают холст, через который женщины, имеющие детей, переходят по три раза; потом все выносят его за село и закапывают вблизи креста. С этого времени покойники перестают дышать над детьми».

Тут снова видна некая технология разрушения ориентации вампира в информационном «пространстве матриц села». Создаются путём коллективной пряжи множественные субъекты информатики всех женщин села, которые не дают вампиру «видеть» своих родных, к которым он приходит как к своим жертвам. То есть вампир слепнет, ничего не видит. Я удивляюсь даже не изобретательности беларусов, а тому, как вообще такое кто-то смог выдумать. Ведь нужны и эксперименты, опыт, а также понимание того, с чем народ имеет дело. Причём сути феномена не понимают даже вампирологи XXI века.

И далее в книге: «Против хождения мертвецов употребляют и такую меру. Хозяин того дома, куда повадился ходить мертвец, посыпает дорогу от самого дома до кладбища маком, а также вокруг могилы, только не обыкновенным, а самосеянцем и при том освящённым, потому что чародеи боятся мака».

Как я понял, речь идёт об опийном маке (в РФ с 2004 года запрещено его возделывать). Из его незрелых коробочек получают опиум – загустевший млечный сок, из которого выделяют морфин и кодеин, служащие для изготовления медицинских болеутоляющих и снотворных препаратов (папаверин и др.) и наркотиков. То есть технология жителей Полесья против вампиризма была в том, чтобы вампир свой фокус внимания перенёс на неисчислимое количество зёрнышек мака, а при контакте с ними впадал в наркотический транс. И «поглощал» зёрнышко одно за другим всё время своей вампирической комы.

Не перестаю удивляться тому, что называют «народной мудростью».

 

Информация

  • ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ
        (обновляется!)   Теперь книги наших авторов можно купить в любой стране мира. Рекомендуем:…
  • ОКНО В ИНУЮ БЕЛАРУСЬ
      Серия исторических детективов Вадима Деружинского, действие которых происходит в середине 1930-х в Западной Беларуси,…
  • В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ
      Уважаемые читатели! Теперь нашу газету можно купить на нашем сайте в электронном виде из…
  • Новый детективный роман
        Вадим Деружинский   Черная лента     В довоенной Западной Беларуси, частью которой…
  • РАСПРОДАЖА КНИГ НАШИХ АВТОРОВ
            Уважаемые читатели! Сообщаем, что организована распродажа по существенно сниженным ценам последней…

На печатную версию нашей газеты теперь можно подписаться и онлайн: