ВСКРЫТИЕ ИНОПЛАНЕТЯНИНА - GAME OVER

 

 

 

Филип Мэнтл, Великобритания

Специально для «Аналитической газеты «Секретные исследования», №2, 2008

Сокращенный перевод М. Голденкова

В 1993 году я впервые познакомился с лондонским бизнесменом Рэем Сантилли. В 1995 году его документальный фильм «Вскрытие инопланетянина» обошел весь мир. Я исследовал все обстоятельства этого фильма во многих публикациях и в своей книге «ALIEN AUTOPSY INQUEST» («Дознание вскрытия инопланетянина»), так что простите меня, если что-то опускаю здесь.

22 июня 2007 года я приехал поездом в Лондон, чтобы встретиться с Рэем Сантилли и его партнером по бизнесу Джери Шуфилдом. За приятным совместным ланчем Сантилли показал мне, как утверждал, оригинальные пленки фильма, снятого в 1947 году. Так как на них не было никаких официальных отметок, доказывающих их аутентичность, они показались мне не внушающими доверия.

Через пару дней после этой встречи мой друг и коллега Рассел Каллаган, редактор журнала «UFO DATA», позвонил от некоего Спайроса Мелариса, который утверждал, что возглавлял команду, занимавшуюся подделкой этого фильма. Меларис предоставил Расселу полный список всех, кто и чем был занят в этой съемке.

Зная, что я занимаюсь исследованием этого фильма, Рассел позвонил мне и сообщил некоторые детали. В течение следующих нескольких недель я не раз разговаривал по телефону со Спайросом Меларисом и позже свел его с телевизионным американским продюсером Робертом (Бобом) Кайвиэтом по его же просьбе. Спайрос считал, что нужно обнародовать всю эту историю, он планировал написать книгу и считал, что телепрограмма также не помешает.

На конференции, посвященной 60-летию Розуэлла, состоявшейся  в октябре 2007 года, Спайрос рассказал, как участвовал в создании фильма. Несколько человек в зале со скепсисом отнеслись к его словам, но большинство были впечатлены его рассказом.

Я договорился на интервью с ним на 16 ноября 2007 года в его доме в Хертфордшире. Там во время ланча Спайрос показал мне некоторые документальные подтверждения своего утверждения о фальсификации фильма. Это дневник самого Спайроса от 1995 года с рисунками от руки инопланетян, рукописный вариант будущих сцен фильма, письмо, посланное по факсу от «Кодака», предлагающего копию лейбла коробки из-под кинопленки 1947 года, большая подборка исследовательского материала: военные машины 1940-х годов, медицинские фотографии... В общей сложности интервью продолжалось два часа, и полностью его можно прочитать на сайте: www.outtahear.com/beyond_updates/index.html (Alien Autopsy Information section). Я хочу поблагодарить коллегу Стива Джонстона за предоставление этого интервью целиком.

КТО ТАКОЙ СПАЙРОС МЕЛАРИС

Как видно из имени и фамилии, Спайрос - грек, родом с Кипра. Мальчиком он научился некоторым фокусным трюкам от своего дедушки и с тех пор увлекся мистификацией. Другой его страстью, уже в Великобритании, стало производство фильмов. В школе он также мечтал быть актером, но стал механиком. Однако и увлечения его детства и юности не отпустили Спайроса, и он также стал магом и фильм-мейкером. У него есть телевизионная студия в Лондоне, он делает телевизионные шоу для почти всех телеканалов Великобритании, как есть у него и своя независимая производственная кампания. Короче, по его собственным словам, он делает программы «всем, кто заказывает».

КАК СПАЙРОС ВСТРЕТИЛ РЭЯ САНТИЛЛИ

В январе 1995 года Спайрос был в Каннах, где работал с командой кинематографистов и послал факсы четырем кампаниям, спрашивая их на предмет найма его и его команды на время Каннского фестиваля. Так он столкнулся с Сантилли. Оба договорились встретиться в Каннах.

По чистой случайности они повстречались в каннском ресторане, и вот тогда-то Сантилли и рассказал, что у него есть кинокадры фильма про инопланетянина. Сантилли предложил Спайросу сделать документальный фильм на основе этих кинокадров. 

Они договорились вновь встретиться в лондонском офисе Сантилли. Сантилли сказал, что он купил фильм, но пленка очень плохого качества. Спайросу показали то, что позже станет известным, как «съемка в палатке», но Спайрос тут же определил, что фильм снят на видеопленку. Пленка, которую увидел Спайрос, была формата VHS. Сантилли удивился, что Спайрос так быстро догадался, что это видеопленка. Вот что говорит по этому поводу сам Спайрос: «...Он понял, что это проигрышное дело. Когда наша встреча завершалась, я подумал, что парень должно быть сумасшедший... Я посчитал, что в этом деле поставлена точка». 

КАК ПРИШЛА ИДЕЯ ПОДДЕЛКИ

Меларис встретился с другом и коллегой Джоном Хамфрисом, скульптором британской Королевской Академии. Тот иногда работал и над специальными телевизионными эффектами. Они уже долгое время знали друг друга, и Меларис просто предложил Хамфрису: «Джон, как тебе нравится идея слепить инопланетянина?» Друзья решили попробовать. Они обговорили все нюансы с точки зрения законности данного мероприятия, и то, как бы из этого выудить другой проект, к примеру, для Голливуда.

Идея заключалась в том, чтобы создать инопланетянина, снять его, создать сенсацию, а потом во второй программе проекта показать, как это все снималось. Меларис рассказал об идее Сантилли, который словно родился заново и с жаром согласился. Бюджет, установленный Меларисом составил порядка 30.000 фунтов стерлингов, а деньги предоставил партнер Сантилли по бизнесу Волкер Спилберг. 

СОЗДАНИЕ ФИЛЬМА

Прежде всего Меларис спроектировал фильм, проинструктировал команду и выплатил деньги. Был сделан разделочный стол вместе с другими необходимыми вещами. В работе  Меларису помогала его тогдашняя подруга Джеральдина. Она просматривала медицинские книги, разговаривала с хирургами и патологами, и даже снялась в роли медицинской сестры. Джеральдина - это ее не настоящее имя, женщина предпочла остаться анонимом в этой истории.

Джон Хамфрис создал тело инопланетянина. Муляж был слеплен с десятилетнего сына Хамфриса, достаточно высокого мальчика.

Помогло и то, что практикующий скульптор Хамфрис имел достаточно много знаний о человеческой анатомии. В фильме он сыграл роль одного из хирургов. Другом Спайроса был Грэг Симмонс. Он также принимал участие в съемках фильма. Джарет Уотсон, коллега Сантилли и Шуфилда, играл роль человека в хирургической маске, стоящий за стеклом. И, наконец, брат Спайроса Питер помогал на «съемочной площадке», которая расположилась в лондонском доме Джеральдины в Камдене. Кинокамеры достал Спайрос: одну купил, одну одолжил у друга.

ПОЧЕМУ СУЩЕСТВУЮТ ДВА РАЗНЫХ ФИЛЬМА

Согласно словам Спайроса, в первом фильме кое-что получилось не так, как планировалось. Как заметила Джеральдина, некоторые медицинские процедуры были сняты неверно. Пришлось сделать другого пришельца и переснять все вновь. Но Сантилли был готов принять фильм таким, ибо бюджетные деньги уже закончились.

Фильм был переснят за счет Спайроса уже на следующий день. Латекс тела инопланетянина на ноге муляжа образовал овальную дырку от лопнувшего пузыря. Пришлось заделывать дырку куском мяса из овечьей ноги, что купили в местной мясной лавке. Внутренности животных были использованы и для внутренних органов пришельца. Мозги инопланетянина сделали из трех овечьих мозгов и части мозга свиньи.

Вот почему получилось два фильма, но только вторая версия была запущена для всеобщего просмотра.

Все сцены были поставлены самим Спайросом. На конференции 2007 года он показал мне, как он создавал обломки НЛО и надписи на них. Обломки сделали Хамфрис, Спайрос и его брат Питер. Спайрос рассказал мне, что в надписях были использованы вариации греческих букв и древних египетских символов. На одной главной большой бочке, если правильно перевести, было написано слово ‘FREEDOM’  -  «свобода». Спайрос решил, что это будет название звездолета пришельцев. Пока писали надпись, то Спайрос заметил, что если бочку перевернуть, то получится слово ‘VIDEO’. Тогда он подкорректировал надпись.

ИНТЕРВЬЮ С «ОПЕРАТОРОМ»

Согласно словам Мелариса, Рэй Сантилли был озабочен тем, чтобы организовать интервью с человеком, у которого Сантилли купил пленку. Конечно, как считает Меларис, такого человека никогда не существовало, поэтому он также предложил мистификацию сего аспекта. Сценарий заключался в том, что Меларис полетит в Лос-Анджелес и встретится там с товарищем Сантилли Джери Шуфилдом. Меларис хотел найти восьмидесятилетнего бродягу на улице города, заплатить ему пару-другую сотен долларов, поставить перед камерой и попросить зачитать текст с листа сценария. Сантилли и Шуфилд нервничали, будучи не уверены, что это сработает, но Спайрос был уверен, что все получится, и приступил к исполнению плана. Он нашел какого-то старика, предложил ему 500 долларов и вечер в гостиничном номере, и тот с радостью согласился.

И вновь по чистой случайности этот бомж оказался бывшим актером. Меларис записал его имя и название фильма, где тот снимался. Все это подробно будет опубликовано в книге Мелариса. Далее Меларис помыл бродягу, причесал, побрил, наложил немного грима,  приклеил накладной нос и подбородок. Мужик даже не знал, что он читает и где это будет использовано. Все прошло великолепно. Съемку отдали лично американскому телепродюсеру Бобу Кайвиэту. По телевидению эту запись прокрутили только в Японии, а позже копию записи переписали почти все уфологические организации.

Трюк сработал. Никто не узнал человека на записи интервью, и Меларис утверждает, что узнать этого человека может только он сам.

СЦЕНА КРУШЕНИЯ

Многие поверили в реальность фильма о вскрытии трупа пришельца еще и потому, что в него вошли сцены катастрофы НЛО. Сантилли рассказал и некоторые подробности, в частности о том, где и как произошло падение летающей тарелки - в пустыне. Как он узнал об этом? Якобы он летал в Розуэлл и там опросил местных жителей, включая Лоретту Проктор. Миссис Проктор была соседкой владельца ранчо Мака Бразела, и она посоветовала Маку отвести в город куски тарелки, которые он нашел.

Спайрос нанял частного пилота Родни Корна и попросил его слетать вместе на место катастрофы НЛО. Таких мест в Нью-Мексико три.  Спайрос облетел все три места и снял их на пленку. С воздуха съемка оказалась куда как более эффектной, чем могла быть сделана с поверхности. Хорошо стали видны маленькие дорожки маленьких точек и длинные следы. Перед интервью Спайрос также сообщил мне, что у него есть как старая, так и новая карта этой местности. Вся информация была затем передана Рэю Сантилли, и он, а не Спайрос, свел все воедино, чтобы создать сцену катастрофы.

ГЛАВНАЯ ИДЕЯ

Я спросил Спайроса, какой же была главная идея этого плана. Исследование провели, фильм сняли, а что дальше? В принципе, план был достаточно прост: запустить фильм по телевидению, попросить об экспертизе пленки и посмотреть, что из этого выйдет. Все были уверены в том, что фильм никто не уличит в фальсификации. Затем, спустя несколько месяцев, план предполагал сложить оружие и рассказать правду. Это и собирался сделать Спайрос.

Однако ранее Спайрос подписал соглашение с Рэем Сантилли, и Рэй был настроен вернуть начальные расходы «съемок в палатке». Он сказал Меларису, что инвестировал много денег в этот фильм и что он должен отработать эти деньги до разоблачения. Сантилли напомнил Спайросу, что тот связан обязательством подписанного соглашения и что Спайрос не должен что-то говорить без разрешения Сантилли.

Кроме чека на 10.000 фунтов стерлингов, который Спайрос потратил со своей командой, никаких больше гонораров не выплачивалось. Сантилли также сказал, что он публично объявил фильм съемками армии США, копией, переписанной через третьи руки без официального на то права, в то время как люди, кто крутил фильм по своим каналам, полагали, что все права на него у ВС США, а не у самого Сантилли.

Короче, Спайрос смирился. Он принялся работать над другими проектами вместе с Сантилли, зарабатывая на жизнь, а фильм о вскрытии инопланетянина оставили в покое.

ОГЛАСКА

Я спросил Спайроса, а почему же тогда он решился-таки через 12 лет придать дело огласке. Меларис же подписал соглашение! Ведь с точки зрения законности, если он не выполнит условия соглашения, то его будут преследовать. Тем не менее, в 2005 году появилась идея снять художественное кино об этом. 

Спайрос предложил Сантилли и Шуфилду честно во всем признаться, но они ответили отказом. Они были готовы подтвердить, что все, что было сделано, было сделано на основе оригинальной копии. Вновь оба заявили, что они не ищут никакой в этом финансовой выгоды, что делают это ради удовольствия, но когда Спайрос поднажал на них, то узнал, что и Сантилли, и Шуфилд получат свой процент от дохода за прокрутку фильма, а что касается Мелариса, то такого предложения ему никто не делал. Но Меларис отклонил предложение Сантилли и Шуфилда в сотрудничестве. Он покинул их с впечатлением, что кинофильм не выйдет. Но такой фильм вышел в кинокампании «Уорнер Бразерс», и Меларис почувствовал, что и у него теперь развязаны руки, коль вся история получила широкую огласку.

ТЕМ, КТО СОМНЕВАЕТСЯ

Завершая интервью, я спросил Спайроса, что он хотел бы сказать тем, кто сомневается в фальсификации фильма и верит, что вскрытие пришельца - реальный факт, а он, Спайрос, лжец. Я не буду перефразировать его слова и привожу их полностью:

«Я не считаю, что есть кто-то, кто сомневается, что это сделано сегодня. Будет честно сказать, что кто-то снял этот фильм сейчас, и даже Сантилли сказал, что это подделка, но сделанная с оригинального фильма. Думаю, это в самом деле вопрос, вопрос не в том, что я снял фильм, потому что я могу это доказать. Джон Хамфрис скажет вам, что это я снял фильм. Рэй, возможно, скажет, что это сделал я. Он не может это отрицать. Слишком много доказательств. Вопрос в том, сделал ли я этот фильм с оригинальной версии? И простой на это ответ - нет. Не было никакой оригинальной версии, кроме кадров в палатке. Я не видел никаких других пленок. Рэй подтверждает, что у него есть оригинальная версия. Мой вопрос к Рэю, как сочетается тот его фильм с тем, что снял я?

Теперь вы можете сказать: «может, ты врешь, а на самом деле ты видел изначальный фильм и снял свой». Будь то настоящий оригинальный фильм, то было бы и больше денег за него. Не было бы причины нам с Рэем разбегаться. Почему мы разошлись? Основная причина лежала в наших аргументациях. Я являюсь частью чего-то необычного, большого, как фильм про инопланетян! Почему же я должен рисковать, будучи частью этого, и свалить куда-то? Нет причин. Это первое.

Второе. Я уверен, что-то в самом деле произошло в Розуэлле. Но я не простой человек. Я - скептик. Я не тот, кто легко всему верит. Тридцать человек, с которыми я там говорил, умные люди, доктора, профессора, люди разных профессий говорили мне, что что-то видели. И я им верю. Что-то в самом деле произошло. Я не думаю, что идет диспут о том, произошло или нет что-то необычное в Розуэлле, или о других свидетельствах НЛО, или о том, подделка ли все это или нет.

Нет, я не считаю, что все это подделки. Я знаю, что это не так. Я также знаю, что если бы Рэй нашел оригинальные пленки, то он сделал бы все, чтобы их проверили. Извините, но это то, что и вы бы сделали. Вы бы сказали: «Дайте мне миллиард фунтов стерлингов за это». Вот что бы вы сказали. Вы бы сказали: «Мне нечего волноваться на этот счет. Пусть оператор и не желает говорить, но давайте лучше посмотрим сам фильм». Вот что бы вы сказали!»

ПРОВЕРЯЯ ФАКТЫ

Итак, как же проверить то, что говорит великий мистификатор Спайрос Меларис? Это достаточно непростая задача, должен вам сказать. Документы, которые показал мне Спайрос, достаточно интригующие, но абсолютно ничего не доказывают.

Мой коллега Марк Сентер проверил в США частного пилота Родни Корна. Такой в самом деле существует, но он не знает никакого Спайроса Мелариса. Однако сам Меларис поясняет это тем, что пилота нанимала его экс-подруга Джеральдина, а его имени в регистрационных записях не было.

На конференции UFO DATA в октябре 2007 года немецкий исследователь Майкл Хесеманн был также среди выступавших. Он изучал фильм про вскрытие пришельца с 1995 по 1997 год и утверждает, что фильм подлинный. После конференции, когда Майкл вернулся в Германию, он прислал мне по электронной почте письмо, которое, честно говоря, меня ошеломило. Он писал, что в 1996 году кто-то присылал ему уведомление о том, что Спайрос Меларис является обманщиком. Хесеманн никому это письмо не показывал. Я его спросил, что же он сделал с этим, и Майкл ответил, что звонил Рэю Сантилли и спрашивал его, знает ли он этого человека. И Сантилли ответил, что нет.

Майкл также рассказал, что в тот момент оставил все как есть. Однако Спайрос Меларис независимо от этой истории известил меня, что в 1996 году ему звонил некто с немецким акцентом и спрашивал, является ли он фальсификатором, и он, конечно же, отверг это.

Меларис не знал, кто ему звонил, пока он не встретил Хесеманна на конференции. В ответ на мои настойчивые расспросы Майкл признался, что это он звонил Спайросу в 1996 году. Почему же Майкл не поделился этой информацией ни с кем, кроме меня? Сам он объяснил это тем, что в то время такие слухи уже ходили и он просто не хотел подогревать сплетни.

Честно говоря, я не понимаю, почему Хесеманн, получив такую информацию, никому об этом не сказал. Оставляю это на суд читателя. Мой знакомый коллега, ветеран телевидения и спецэффектов, также просмотрел интервью с Спайросом. По его мнению, все технические средства при съемке фильма о пришельце правильны на все сто процентов. У него возникло несколько вопросов, но это лишь детали.

Другой персонаж этого дела - телепродюсер Боб Кайвиэт. Несколько лет назад моему коллеге Тиму Мэтьюсу и мне намекнули на счет Джона Хамфриса, являющегося членом команды и изготовляющего муляжи. Боб пытался годами заполучить Хамфриса и сделать документальный фильм для телевидения, но не вышло. Затем Боб сделал телевизионное шоу для канала «Чэннел файв», но без Хамфриса. Шоу так и не показали. Как Хамфрис, так и Меларис разговаривали с Бобом Кайвиэтом об их участии во всем этом деле, так что я решил воспользоваться шансом расспросить самого Боба, который также был на конференции 2007 года. Это мини-интервью я привожу здесь:

Вопрос: «Сколько раз вы разговаривали с британским скульптором Джоном Хамфрисом?»

Ответ: «Однажды, перед выходом кинофильма «Ant & Dec». Было это вроде в 2003 году. Один лишь раз разговаривали после этого».

Вопрос: «Хамфрис говорил вам, какой информацией он пользовался для изготовления инопланетного существа?»

Ответ: «Да, своими средствами, книгами и прочим. Ничего другого не было».

Вопрос: «Хамфрис видел когда-нибудь оригинальный фильм, снимки или что-то другое?»

Ответ: «Нет, никогда. Он говорил, что все придумал сам с помощью книг».

Вопрос: «Во время вашего разговора он упоминал Спайроса Мелариса?»

Ответ: «Да. Он говорил, что Спайрос был одним из тех, кто нанял его для Сантилли, которого он встречал вроде как дважды. Все деньги шли через Спайроса. Он же был и оператором».

Вопрос: «Почему Хамфрис желал работать с вами над документальным фильмом?»

Ответ: «Хамфрис хотел, чтобы я помог сделать шоу по его разоблачениям фальсификации вскрытия пришельца, с ролью Спайроса в качестве спонсора и оператора, работавшего, как он утверждал, на Сантилли».

Вопрос: «Собирался ли Хамфрис рассказать все и опровергнуть Рэя Сантилли?»

Ответ: «Да, но до тех пор, пока я не получил добро с телевидения и гарантии оплаты эксклюзивного материала, он мог рассчитывать только на свои финансы».

Вопрос: «Вы говорили по телефону с Меларисом. Вы уверены, что все, что он говорил, правда? »

Ответ: «В большинстве я не находил чего-то необычного, что делало бы его слова невероятными. Но мне интересно, как он мог быть таким наивным насчет тех огромных сумм денег, которые Сантилли зарабатывал по всему свету на фильме. Этот момент кажется странным, словно он изображал дурачка. С другой стороны, он производит впечатление очень умного человека. И если Рэй дал ему достаточно большую работу, то я все еще не понимаю, почему он разрешил всем остальным деньгам уплыть в карман Рэя и даже не требовал свою часть».

Вопрос: «Вы участвовали в создании фильма про вскрытие пришельца с 1995 года, у вас часто брали интервью, и вы публично выступали больше, чем кто-либо из всей съемочной бригады. Так какое же ваше заключительное мнение по всему этому делу?»

Ответ: «Мне понадобится слишком много времени, чтобы ответить на этот вопрос. В действиях Спайроса или в его бездействиях много того, что должен решать суд»...

Из ответов Кайвиэта вырисовывается, что слова Мелариса и Хамфриса несколько расходятся по поводу ролей друг друга в этом скандальном фильме. Тем не менее, Хамфрис достаточно четко сказал, что деньги платил именно Спайрос Меларис, который нанял его от лица Сантилли. Хамфрис также подтверждает без всяких сомнений, что не было никаких оригинальных пленок вскрытия трупа пришельца. Фильм был полностью сфабрикован.

Я мог бы продолжать, но я ставлю точку. В 1996 году Спайроса Мелариса охарактеризовали немецкому исследователю Майклу Хесеманну как обманщика. В 2003 году американский телепродюсер Боб Кайвиэт разговаривал с английским скульптором Джоном Хамфрисом, который подтвердил, что Спайрос возглавлял работу над подделкой и что не было никаких оригинальных пленок.

В 2007 году Спайрос Меларис сам рассказал на запись, как все происходило. Возможно, что рассказал далеко не все. Спайрос наверняка придерживает кое-что для будущей книги, которая появится в начале 2008 года. А что касается Рэя Сантилли... Пока он хранит молчание.

 

Информация

  • ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ
        (обновляется!)   Теперь книги наших авторов можно купить в любой стране мира. Рекомендуем:…
  • ОКНО В ИНУЮ БЕЛАРУСЬ
      Серия исторических детективов Вадима Деружинского, действие которых происходит в середине 1930-х в Западной Беларуси,…
  • В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ
      Уважаемые читатели! Теперь нашу газету можно купить на нашем сайте в электронном виде из…
  • Новый детективный роман
        Вадим Деружинский   Черная лента     В довоенной Западной Беларуси, частью которой…
  • РАСПРОДАЖА КНИГ НАШИХ АВТОРОВ
            Уважаемые читатели! Сообщаем, что организована распродажа по существенно сниженным ценам последней…

На печатную версию нашей газеты теперь можно подписаться и онлайн: