ЦИФРОВОЙ ДВОЙНИК

 

Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ

«Аналитическая газета «Секретные исследования», №10, 2023

 

В последние годы учёных увлекает тема цифрового двойника – это виртуальное представление (копия) реальной системы – здания, электросети, города и даже человека – которое имитирует характеристики системы. Можно создать цифровую копию, например, новой модели машины и проверить, как она будет себя вести в виртуальной среде, копирующей реальные условия. Это уже активно применяется в промышленности. Но можно создать и нечто более сложное – виртуальную копию человека.

 

 

ЦИФРОВЫЕ КОПИИ АКТЁРОВ

 

Цифровая копия человека (его виртуальный двойник, цифровой клон) – это создание или воссоздание образа человека (живого или умершего) и его голоса с использованием компьютерной графики и звука. Этот цифровой клон часто неотличим от реального человека. Цифровая копия может быть сделана с человека или любого существа с целью, например, использования в кино. В английском языке человек, имеющий свою цифровую копию, называется: виртуальный человек (англ. virtual human) или цифровой клон (англ. Digital clone), а занятые в кино – известны как: synthespians, виртуальные актёры (англ. virtual actors), vactors, киберзвёзды (англ. cyberstars), или «silicentric».

Люди, которые уже имеют цифровые копии: Билл Клинтон, Мэрилин Монро, Фред Астер, Эд Салливан, Элвис Пресли, Брюс Ли, Одри Хепбёрн, Анна Мари Годдар и Джордж Бернс. Также получили цифровые копии, для чего прошли сканирование своей головы лазером, Арнольд Шварценеггер, Джим Керри, Кейт Малгрю, Мишель Пфайффер, Дензел Вашингтон, Джиллиан Андерсон, Дэвид Духовны и др. Джефф Бриджес – первый актёр в истории кино, который получил в 2010 году омоложенную на 30 лет цифровую копию своего лица в фильме «Трон: Наследие».

В 2013 году Одри Хепбёрн (1929-1993, известная по таким фильмам, как «Шарада» 1963 года и «Дождись темноты» 1967 года) была использована в телевизионной рекламе для британского шоколадного батончика «Galaxy». В 2016 году актёр Питер Кушинг был «оживлён» при помощи цифровой копии, которая сыграла в фильме «Изгой-один. Звёздные войны: Истории» для роли губернатора Таркина, которую он исполнял в 1977 году в фильме «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда». Тот же процесс был использован в изображении принцессы Леи; внешний вид Кэрри Фишер был наложен на лицо норвежской актрисы Ingvild Deila, и архивная аудиозапись слова «Надежда», произнесённая Фишер, была использована для озвучивания.

Цифровые копии актёров помимо сканирования создаются при помощи технологии Face2Face. Учёные продемонстрировали её на президентах Дональде Трампе, Джордже Буше, Владимире Путине, заставив их неотличимо от оригинала произносить любую речь и изменять мимику (движения губ, носа, глаз, бровей).

Итак, речь идёт о трёхмерной виртуальной копии человека, которая может использоваться, как минимум, в трёх случаях. 1) В качестве виртуального актёра. 2) Как облик для искусственного интеллекта. 3) Как облик человека, когда его сознание проникает в виртуальную среду.

Джордан Ричард Шенхерр, доцент психологии из Университета Конкордия, в своих статьях на тему цифрового двойника человека пишет: «Цифровой двойник требует высокой степени достоверности, которая могла бы включать информацию реального мира в реальном времени: если сейчас на улице идёт дождь, то и в симуляторе будет идти дождь».

Объясним подробнее: виртуальная комната может являться продолжением реальной комнаты, в которую ведёт несуществующая цифровая дверь. Когда туда попадает наше сознание, то всё там имеет вид реальности (мебель, предметы), а в окна видно, как в реальном мире идёт реальный дождь. В этой комнате у вас будет внешность вашего цифрового двойника – то есть внешность, которая в малейших деталях копирует вашу настоящую внешность. При этом в эту комнату может войти Искусственный интеллект со внешностью, точно копирующей в трёхмерном пространстве внешность, например, Мэрилин Монро или вашей давно умершей бабушки. И вы будете полноценно общаться – для чего разрабатываются (и уже существуют) программы, симулирующие сознание конкретного человека: его речевой запас и способ построения фраз, его манеры говорить и двигаться, привычки и прочие характерные черты, включающие мимику лица, взгляд, прочее.

 

ОЗЁРА ДАННЫХ

 

Шенхерр в своей статье «У вас может появиться цифровой двойник раньше, чем вы думаете» озабочен тем, что точно так может быть воссоздана и ваша собственная личность с виртуальной копией вашей внешности. И вы можете даже не знать, что она где-то кем-то используется и совершает какие-то действия (даже противоправные). Всё это создаёт массу этических проблем, и даже юридических. Учёные пока об этом прямо не говорят, но мы думаем, что в первую очередь должны быть юридически закреплены права человека на его личность и на его внешность.

Шенхерр пишет, что уже сейчас крупные компании массово собирают данные о конкретных людях: внешность, свойства личности, предпочтения и образ жизни, особенности мышления, прочее:

«Хотя мы склонны считать, что мы особенные и уникальные, при достаточном количестве информации искусственный интеллект (ИИ) может сделать множество выводов о наших личностных качествах, социальном поведении и решениях о покупке. Эпоха больших данных означает, что собираются огромные объёмы информации (так называемые «озёра данных») о ваших явных взглядах и предпочтениях, а также о поведенческих следах, которые вы оставляете после себя. Не меньшее удивление вызывает и то, в каких масштабах организации собирают наши данные. В 2019 году компания «Walt Disney Company» приобрела «Hulu» – компанию, которая, как отмечали журналисты и защитники, имеет сомнительный послужной список, когда речь идёт о сборе данных. Казалось бы, безобидные телефонные приложения – например, используемые для заказа кофе – могут собирать огромное количество данных пользователей каждые несколько минут».

В будущем объёмы этой «слежки» станут настолько глубокими, что на основе собранных данных можно будет создавать цифровые копии личностей конкретных людей – без ведома этих людей. Их можно будет использовать в неблаговидных целях.

 

БЕССМЕРТИЕ ЛИЧНОСТИ

 

Объясним подробнее, как все эти технологии будут работать. Виртуальная среда нужна не только для тестирования промышленных объектов и для моделирования процессов, но и как среда для существования сознания человека вне тела, а также как среда для существования Искусственного интеллекта – особенно Искусственной личности.

Искусственную личность невозможно создать за один день (как Электроника в советском детском фильме), она должна полностью копировать нормальную человеческую жизнь долгие годы. Она должна жить в семье и воспитываться как обычный ребёнок, должна учиться в школе с обычными детьми, пройти стадии взросления. Проходить это должно в виртуальной среде, либо в среде с дополненной реальностью (когда мы с помощью специальных очков видим в комнате то виртуальное, «чего там нет»). Искусственная личность с годами проживает жизнь нормального человека, имея своих родных и близких, становится гражданином своей страны, получает паспорт. В будущем появятся технологии, с помощью которых Искусственная личность сможет «выбраться» из виртуальности и в полной мере обрести реальное тело – биологическое или иное (например, на полевом носителе). Фактически, это такой же, как мы, человек, но пока без своего биологического тела (чем напоминает больных с рождения детей) и потому живущий в виртуальности. Из-за этой особенности возникают этические проблемы, и потому эксперименты с созданием Искусственной личности скорее всего будут единичными (по крайней мере, на первых порах).

У виртуальной среды огромное поле применения, в том числе для полётов в космос. Экипажам не обязательно биологически лететь на другие планеты (и к другим звёздам) и строить там базы – астронавты смогут управлять роботами с помощью удалённого доступа, обитая в виртуальной среде. При этом их сознания (бессмертные) будут перенесены с биологического тела на компьютерный носитель. Нет биологических тел – не нужны вода, еда, кислород, системы жизнеобеспечения, скафандры. Вот почему нынешние планы полётов на Марс людей с биологическими телами кажутся преждевременными и ошибочными – лучше подождать всего несколько десятилетий.

Этот перенос личности на компьютер происходит не одномоментно, а очень и очень медленно – в течение многих лет. К мозгу будут подключены дополнительные блоки компьютерной памяти, что позволит сознанию как бы «растечься» одновременно и по мозгу, и по этим блокам памяти. При работе сознания – при каждом мыслительном процессе – включаются соответствующие отделы памяти, и происходит как бы «перезапись» их содержимого, что постепенно и переносит данные из нашего мозга в новые компьютерные блоки памяти (при этих воспоминаниях – их активации – и происходит их новая запись уже на компьютер, вот почему всё так медленно). В конце концов значительная часть нашей личности перемещается на компьютерный носитель – и в случае болезни Альцгеймера или в случае просто смерти мозга от старости мы не умрём. Наша личность продолжит существовать – но уже на компьютерном носителе, после смерти мозга и тела – в виртуальной среде.

Теперь вы понимаете, в чём главное предназначение виртуальной среды. Там должны обитать личности людей, чьи тела умерли от старости или иных причин. В среднем в год умирает в мире 340 миллионов человек, в Беларуси – 122 тысячи. Новая технология позволит не только вылечивать психические заболевания, вызванные поражениями мозга, но и остановить смертность личностей. Жители Беларуси отныне будут состоять из трёх групп: 1) биологически живые; 2) биологически умершие, но живые как личности в виртуальной среде; 3) Искусственные личности (если таковые у нас появятся). Теоретически за несколько десятилетий числу в 10 миллионов биологически живых жителей РБ станет соответствовать примерно такое же количество людей старших поколений, чьи тела биологически умерли, но сознания продолжают жить в виртуальной среде.

Не знаем, что в этой ситуации будут делать мировые религии, суть которых основывается на вере в загробное существование, но у нас на Земле мы сами по сути создаём технологию Загробной жизни – только не на Том свете, а в виртуальной среде. В таком понимании «цифровой двойник», о котором сейчас всё больше говорят учёные, – это, по сути, и есть душа. Возникает масса проблем не только научных, но также этических и юридических (о защите данных нашей «души»). Добавим при этом, что понятие «цифровой двойник», о чём мы говорили выше, включает данные, а вот наше сознание – нечто иное, что не подлежит копированию. Сознание, личность, душа – вовсе не дискета или флэшка, не информация, а ФУНКЦИЯ, которая проявляет себя во время работы памяти и восприятия. А функцию скопировать невозможно, потому для переноса сознания с мозга на компьютерные блоки и требуются многие годы – для постепенного «перетекания» этой функции, этого «Я» как фокуса сознания.

Заглянем в будущее. Уже через несколько десятилетий жители развитых стран перестанут прощаться со своими умершими стариками. Биологически их тела будут похоронены на кладбищах, но они как личности будут продолжать жить со своими близкими. С ними можно будет видеться в виртуальной среде, или же они смогут находиться рядом в комнате – биологически живым их можно будет видеть с помощью очков дополненной реальности. Они будут иметь внешность своего «цифрового двойника», то есть свою собственную прижизненную. С ними можно будет не только общаться, проводить вместе время, но они через удалённый доступ смогут заниматься дома уборкой, готовить ужин, делать любимые дела, воспитывать правнуков. А также смогут видеть своих таких же «цифровых» друзей и знакомых, смогут заниматься интеллектуальным трудом, смогут путешествовать по миру через удалённый доступ. И при этом они будут иметь свою молодую внешность – как они выглядели в расцвет своей биологической жизни.

Это не просто победа Человека над Смертью. Это доказательство того, что Жизнь Разумная возможна без Жизни Биологической.

Информация

  • ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ
        (обновляется!)   Теперь книги наших авторов можно купить в любой стране мира. Рекомендуем:…
  • ОКНО В ИНУЮ БЕЛАРУСЬ
      Серия исторических детективов Вадима Деружинского, действие которых происходит в середине 1930-х в Западной Беларуси,…
  • В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ
      Уважаемые читатели! Теперь нашу газету можно купить на нашем сайте в электронном виде из…
  • Новый детективный роман
        Вадим Деружинский   Черная лента     В довоенной Западной Беларуси, частью которой…
  • РАСПРОДАЖА КНИГ НАШИХ АВТОРОВ
            Уважаемые читатели! Сообщаем, что организована распродажа по существенно сниженным ценам последней…

На печатную версию нашей газеты теперь можно подписаться и онлайн: