ЗМИЕВЫ ВАЛЫ – ЗАГАДКЕ 17 ВЕКОВ

 

Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ

«Аналитическая газета «Секретные исследования», №3, 2022

 

В период с 280 по 375 год н. э. готы, населявшие территорию современной Украины, построили циклопические постройки – Змиевы валы. Они не имеют никакого отношения ни к Руси, ни к князю Владимиру, ни к славянам. Но в чём было предназначение готского аналога Великой Китайской стены?

 

 

 

 

ЗАПРЕЩЁННАЯ ИСТОРИЯ

 

Эта тема была строго запрещена в СССР – ведь речь идёт о грандиозном сооружении на территории Украины, построенном за многие века до Киевской Руси и вообще до рождения славян. И построили это сооружение готы.

Змиевы валы – загадочный аналог Великой Китайской стены, созданный для непонятных целей. Общая протяжённость валов составляла около 1 тыс. км. Создавались они, как правило, уступом в сторону степи, фронтом на юг и юго-восток, достигали 10-12 м в высоту при ширине основания в 20 м. Часто валы усиливались на верхних площадках деревянным частоколом. Протяжённость отдельных валов составляла от 1 до 150 км. Для прочности в валы закладывались деревянные конструкции, которые обжигались против гниения древесины.

Историк Сергей Пятигорский из Торонто писал в 2003 году в статье «Змиевы Валы – табу в истории», что основная часть валов была построена в правление в 350-375 годах н.э. вождя остроготов («сияющих» или королевских готов) – Германариха, объединившего все восточногерманские племена. Тогда на территории части Украины, Беларуси и Польши существовало готское централизованное протогосударство. Историк пишет:

«Всё началось с лёгкой руки исследователя Киевской старины – Викентия Хвойка. Именно он раскопал в 1900 году возле села Черняхов в Киевской области следы новой культуры, ранее не встречавшейся исследователям. Так как сам Хвойка был чётко убеждён, что это остатки праславянской культуры (керамика, вооружение и элементы быта), то именно эту концепцию активно поддерживали в первые предвоенные годы XX века. Но по мере открытия всё новых памятников аналогичной культуры стало очевидно, что находки, подобные Черняховским, охватывают огромное пространство от Вислы до Дона и от Чёрного моря до Киева. Более того, они характерны для германской общности племён, известных сегодня как готы (готы, гепиды, бургунды, вандалы и герулы).

К тому же многие слова, позаимствованные у готских мигрантов в славянских наречиях, появление которых датируется лингвистами II-III веками, говорят об огромном влиянии пришельцев на все стороны жизни местного земледельческого общества. Это и слова типа хлеб, хлев, скот, блюдо, котелок, колодец, шлем, меч, полк, дружина, витязь, князь, труба, церковь, стекло, буква, редька, а также чисто экономические термины – такие как «пенедзы» (деньги), «купить», «мыто» (налог, пошлина), «долг» и «лихва» (процент, заём). Все эти готизмы, как их теперь называют лингвисты, влились в язык местных племён именно в это время.

Ещё более устойчивыми формами, остающимися после ухода создавшего их населения, являются топонимы – названия рек и гор. Вот эти готские названия нынешних рек: Велибок, Терихва, Мурахва, Стинавка, Пискава и другие. Единственное, что отмечают все археологи как характерную черту черняховских поселений, это отсутствие вокруг них оборонительных сооружений, даже у довольно крупных в 70 и более усадеб. Причём на смену полуземлянкам пришли усадьбы в основном с наземными постройками: обмазанными глиной стенами на деревянном срубе (характерный для готов стиль)...

Готы же повлияли на местное гончарное производство, принеся технику гончарного круга, заменившего лепную керамику. Ранее привозимые гончарные изделия стали массово производиться на местах. Улучшенные кожевенное и стекольное производства, теперь доведённые до совершенства, позволяли вести грандиозную торговлю с Римской Империей. И действительно, клады римских монет II-IV веков равномерно покрывают черняховские поселения. В отдельных местах находят клады в 1000 монет и более, что означает не единожды завезённую монету-сувенир, а мощный денежный оборот.

…Всё бы ничего, но дискуссия, поднятая находками Хвойка, набирала обороты в самый неудачный момент начала Первой мировой войны, когда немцы стали использовать исторические аналогии для обоснования политических далеко не миролюбивых целей. Дальше дело обстояло ещё хуже, так как за революцией и гражданской войной все не заметили появления Новой Германии. Именно там, начиная с 1933 года, ведомство Геббельса, объединившее пропаганду и культуру, однозначно стало трактовать готские (черняховские) поселения как признак того, что это исконно немецкие земли.

Вот тут-то и пошла реакция отторжения всего, что связано с готами, в советской археологии и исторической науке в целом. Вплоть до конца 1980-х годов на употребление слова «готы», произносимым совместно с термином черняховская культура, да и вообще, связанным с Украиной, было наложено ТАБУ, а за его нарушение сразу следовала мгновенная реакция, в духе борьбы «с безродным космополитизмом и низкопоклонством перед Западом». Так, академик Б. Рыбаков писал, что свидетельства готского историка VI века Иордана о готском вожде гревтунгов – Германарихе, объединившем все земли до Дона, просто выдумка придворного летописца. Да и само имя Германарих старались писать без первой буквы, просто Эрманарих. Что-то вроде Талин или Итлер вместо Сталин и Гитлер. Видимо, чтобы не так пугать себя и других. И это, несмотря на то, что литовцы и сегодня зовут своих южных соседей – белорусов – «гудай», т.е. готы».

Тут следует кое-что добавить. Летувисов тогда не существовало: жемойты и аукштайты (восточные балты) отпочковались от латышей и пришли с Латвии на территорию нынешней Летувы только в VIII-X веках, так что к готскому протогосударству II-IV веков они не имели никакого отношения – по причине своего отсутствия.

Ну а предки беларусов называли себя ётами (то есть готами) или ётвягами-ятвягами. Западные балты ятвяги проживали в Западной Беларуси, ятвягами были и радимичи (это ятвяги, которые переселились в Восточную Беларусь). Кривичи и дреговичи тоже были западными балтами (вместе с латгальцами), у всех была одна антропология – широколицый долихокранный тип черепа, неизменный у беларусов 3500 лет с эпохи бронзы. Кстати, по мнению историков, предками беларусов были и гепиды (ёпиды): они были не готами в полном смысле, а западными балтами с Западной Беларуси и ушли вместе с готами покорять Европу.

Всё это, конечно, крайне не нравится великорусским имперцам, так как подрывает сказки Москвы про «древнерусскую народность» и прочие басни русских шовинистов. Причём самое интересное заключается в том, что именно при централизованном протогосударстве готов в II-IV веках на территории Украины, Беларуси и Польши – и появился славянский суржик (койне), как упрощение и смешение языков готов, западных балтов (и отпочкования от них иллирийцев) и сарматов. Предки русских (финно-угры и тюрки) к этому никакого отношения не имели, как и нынешние русифицированные евреи России, любящие рассуждать про «руссо-славян» и «русский мир».

Сергей Пятигорский пишет о результатах радиоуглеродного анализа. Большинство проб (10 из 14) были датированы II-V веками н.э., причём 6 из них было IV века. Ещё 2 пробы были отнесены к VI веку. Получается, что ещё в конце III века (около 280 г.) началось строительство валов между речками Тетерев и Ирпень, и это было задолго до гуннского нашествия, так что это не оборонительные сооружения от конницы гуннов. Но зачем были построены эти валы?

 

ВЕРСИИ

 

Как верно пишет Сергей Пятигорский, валы протяжённостью в 1 тыс. км просто обескураживают. Откройте любую энциклопедию – там представлена только версия о том, что у валов оборонительное предназначение. Но это просто абсурдно! От кого обороняться? От кучки кочевников, которые запросто перемещаются на огромные расстояния? Причём для постройки валов были потрачены такие колоссальные ресурсы и объёмы труда, что вместо них можно было создать или нанять тысячу армий. Историк правильно проводит параллели с Китайской стеной, которая была построена несколькими веками ранее. У той тоже непонятное предназначение.

Высказывались даже необычные гипотезы, что и стена, и валы были построены для того, чтобы оградиться от визитов снежного человека. В былинах его называли «Соловьём-разбойником»: он не говорит, огромного роста и огромной силы, спит в создаваемых им лежанках на деревьях, имеет звериный облик – всё это, как у йети. А на людей он воздействует с помощью своего свиста – то ли реально оглушает свистом, то ли телепатически давит на психику, вызывая в голове жертвы невыносимую боль. Отсюда и его былинное прозвище. По своему невежеству художники СССР в иллюстрациях к сказкам придавали Соловью-разбойнику (то есть йети) внешность то ли казаха, то ли бурята.

В целом гипотеза интересная, ведь Соловей-разбойник (йети) действительно мешал древним людям: устраивался на развилках дорог, нападал, в общем – разбойничал. Кстати, из-за нападения снежного человека погибла группа туристов Дятлова из Свердловска, он их поубивал (см. нашу статью «Убийства на перевале Дятлова», №1, 2021). Но тут есть одно, но очень большое «но». Для того, чтобы не пустить на свою территорию и йети, и кочевников, – не надо строить стену! В сто раз проще и дешевле выкопать глубокий ров – в те же самые 10-12 метров и шириной 20 метров. У рва отвесные края, и туда побоятся соваться и йети, и кочевники на их лошадках. Конечно, такой огромный ров – это тоже колоссальный труд, и вспоминаются кадры советских художественных фильмов о битве за Москву в 1941 году – когда десятки тысяч москвичей копают огромный ров от танков. Но ров всё-таки проще сложного сооружения в виде стены. Тогда почему именно стена?

Полагаю, что ответ всегда лежал у всех на виду. Это само название валов – Змиевы. Некоторые глупые историки выдвинули зоологическую версию, что в те века (в готском протогосударстве II-IV веков на территории Украины и Беларуси) якобы были нашествия гадюк, от чего и построили эти странные валы. Но от нашествия змей проще делать рвы, а не стены. А самое главное – это совсем не те змеи!

Давайте обратим внимание на ключевой момент: а с чего вообще началось возведение Змиевых валов? Оказывается, вот с чего: примерно с 280 года в готском протогосударстве готы, предки беларусов западные балты и предки украинцев сарматы отказались от кремации покойников и стали устраивать погребения. Но вот любопытная деталь: одновременно похороненные стали являться в виде призраков – то есть начался вампиризм, который в протогосударство передавался от кочевых народов степи – а те были его разносчиками по всей Азии, в том числе за несколько веков до этого заразили Китай.

О вампиризме в Древнем Китае мы подробно рассказывали в ряде статей, в том числе об удивительной находке – недавно археологи КНР откопали могилу китайской аристократки, тело которой было совершенно нетленным 2000 лет и плавало в своём гробу в крови (красной жидкости). Над её гробом были положены многометровые слои цемента – чтобы она (её призрак) не являлась своей родне. В соседних могилах таких же аристократов тела истлели в пыль, они не были заражены вампиризмом. Все эти захоронения датируются как раз тем временем, когда стали возводить Великую Китайскую стену.

То есть, вот и причина – вампиризмом была поражена высшая аристократия Древнего Китая, а расследование тогда показало, что источником заразы являются визиты кочевых диких племён. Но не от них создавали стену, а от истинной причины происходящего – от ОГНЕННОГО ЗМЕЯ.

Конечно, до королей готского протогосударства дошли китайские истории, и когда уже тут – в Беларуси и в Украине – начался вампиризм после отказа от кремации умерших, причина и следствие были быстро и правильно поняты. 1) Власти нашего протогосударства в захоронениях, которые сменили кремацию, стали класть чрезмерно большое количество оружия. Историк Сергей Пятигорский пишет: «что говорит о наличии воинского опыта и навыков». Да вовсе нет! Это говорит совсем о другом – об огромном недоумении и страхе властей, которые столкнулись с многочисленными фактами «возвращения покойников». Чисто «на всякий случай» покойникам стали класть в могилы оружие – чтобы они «в своём измерении после смерти» сопротивлялись вампирам-кочевникам, источникам этой заразы.

2) Власти нашего готского протогосударства последовали «рекомендациям Китая» и стали осуществлять такой же циклопический по своим масштабам проект возведения в Украине «второй Великой Китайской стены». Подобные масштабные стены с непонятным предназначением возводились тогда и на Кавказе, и в других регионах бывшего СССР. Так что это в тот период стало, так сказать, повсеместной модой. Видимо, в этом видели средство борьбы против эпидемии вампиризма, который разносили кочевники (в том числе, видимо, уралоиды гунны – предки современных русских).

3) Самое главное в том, что с одной стороны вала находилось поселение нашего дославянского протогосударства – а за стеной было кладбище. Там и хоронили усопших, кладя им в могилы излишне огромное число оружия. Видимо, не оружие самого покойника, а его специально вооружали. Дело в том, что тогда оружие имело невероятную ценность, и класть его в могилу просто «на память» общество не могло себе позволять без причины – это било по обороноспособности общества. Значит, была очень веская причина.

Историки СССР писали, что сразу определяют, когда какое-то поселение стало христианским: после перехода в христианство в центре поселения возводится храм, где отныне и хранят в гробах всех покойников – ожидая воскресения их Иисусом. Эта практика была запрещена в Европе с XVIII века из-за антисанитарии, инициатором стала Франция. Но в нашем протогосударстве II-IV веков наши предки не были христианами. Наша гипотеза заключается в том, что Змиевы валы отделяли кладбища от наших поселений. Они проходили по линиям, которые примыкают к местам поселений – и разделяют их от кладбищ. Вот почему эти валы так странно изгибаются.

 

ЗМЕЙ

 

Википедия пишет: валы потому «Змиевы», что причиной их создания стал Змей Горыныч – так говорится в сказке о Никите Кожемяке и Змее Горыныче (там в сюжете вампирические события). Интересно, что в районе, о котором мы говорим (Западная Украина и Западная Беларусь, где располагалось готское протогосударство), протекает река Горынь. Течёт по Волынской возвышенности в узкой долине с высокими и крутыми берегами, затем по Полесью в широкой заболоченной пойме; в нижнем течении протекает через Пинские болота, которые 1800 лет назад были «Морем Геродота». Это вряд ли совпадение.

Ну а второе имя Змея Горыныча – Огненный змей. Горыныч – не потому, что плюётся огнём, как показывают в советских мультфильмах. Горыныч – потому что имеет вид шаровой молнии размером с детскую голову, за которой следует хвост из падающих вниз искр, как при сварке. Это фаза вампиризма: над могилой вампира по ночам появляется свечение, оно при своей концентрации превращается в Огненного змея, который летит к дому своей родни и зависает у трубы или крыши, и тогда в доме люди начинают видеть призрак похороненного. Огненный змей летит на высоте человеческого роста и не поднимается выше нескольких метров – вот зачем нужна стена: чтобы не давать ему добраться до дома своей жертвы. Во время полёта он ведёт себя как разумное живое существо. Нередко таких змеев летит сразу несколько, и тогда они словно играют друг с другом – гоняются один за другим поочерёдно, иногда начинают быстро перемещаться, а потом летят медленно, словно задумавшись о чём-то.

В разделе Википедии «Огненный змей» сказано:

«В воздухе он выглядит как огненный змей. Похож на светящееся огненное коромысло, пламенный веник, клубок синего цвета. …Летит по воздуху, и, рассыпавшись искрами над крышей, проникает в дом через печную трубу… Огненный змей посещает в ночное и вечернее время вдову или девицу, чрезмерно предавшихся тоске, после недавней потери мужа или сердечного друга (умершего или отсутствующего). Он является к ним, принимая вид любимого человека, о котором тосковала хозяйка. По поверьям, от таких визитов женщина начинает чахнуть и умирает.

По этой причине за одинокими женщинами присматривали соседи, и когда замечали, что молодая вдова говорит сама с собой, считали, что к ней прилетает огненный змей. Тогда соседи начинали спасать женщину, поскольку если этого не сделать, то она вскоре умрёт.

Огненный змей хоть и принимает человеческий облик, имеет физические недостатки, характерные для демонов: отсутствие спинного хребта. Как и вся нечисть, он не способен правильно произносить сакральные христианские имена: вместо «Иисус Христос» он говорит «Сус Христос», вместо «Богородица» – «Чудородица». Подарки его недолговечны: гостинцы, которые он приносит женщине, с восходом солнца превращаются в лошадиный навоз или камни, а деньги и драгоценности – в черепки. Для завлечения своих жертв огненный змей разбрасывает по дорогам красивые вещи: бусы, перстни, платочки. Если их поднять без благословения, то к той нечистый и прилетает.

…В доме змей обращался в человека, по которому тосковала женщина. Затем огненный змей проходит в горницу, обнимает, целует заждавшуюся, ложится с нею в кровать, угощает пряниками. Основным занятием огненного змея являются его сексуальные отношения с женщинами.

Считалось, что есть способ, по которому можно определить, возвратился ли это муж или в дом прилетел змей. Нужно было нащупать у него на спине позвоночник: если позвоночник есть, то это муж, если нет, то огненный змей.

От связи с демоном женщина может забеременеть. Во многих местах до сих пор рождение внебрачных детей объясняют визитом огненного змея. Беременность в этом случае протекает ненормально долго – до трёх лет и часто кончается ничем: в животе женщины оказывается песок, она рожает головешку и т.п., что соответствует представлениям о бесплодности нечистой силы. Если рождается ребёнок, то он чёрного цвета, с копытами вместо ступней, с глазами без век, а тело его холодное и подобно студню. Живёт такое дитя недолго и вскоре умирает. [По легенде, от Огненного змея родился полоцкий князь Всеслав Чародей, потому он имел паранормальные способности. – Прим. В.Д.]

Лица, которых посещал этот змей, худели, сходили с ума, кончали жизнь самоубийством. Средством исцеления от напасти служила исповедь постороннему человеку. Женщина не должна была спать в одиночестве, но вместе с ребёнком или с кем-нибудь из родственниц. В качестве лекарств использовались «одолень-трава» (валериана), отвар репейника, как оберег – стебли репейника на стене… Также через почтенных людей убеждали женщину попробовать надеть на являющейся ей образ нательный крест на тесьме. После трёх-четырёх-пяти неудачных попыток надевания креста видение должно пропасть, а недужная поправиться.

…Распространённым мнением было, что, если удивить змея, он исчезнет. Для этого женщина одевала своих детей – мальчика и девочку в свадебные наряды или одевалась в них сама, на вопрос змея, зачем она это делает, отвечает: «Брат сестру берёт» – «Но разве может быть такое, чтобы брат сестру брал?» – «А разве может быть такое, чтобы мёртвый к живой ходил?». После этого огненный змей оставлял свою жертву в покое.

…Обаяснык (укр. обаясник) – так местами на правобережной Украине называли змея-летавца. Считалось, что если сильно горевать по умершему, то последний обращается в злого духа обаясныка и по ночам летает к горюющему. Этот демон более известен под именем летавца; о нём упоминает Иннокентий Гизель. Поверье об обаясныках примыкает к обширному циклу сказаний о женихе-мертвеце (тема, разработанная в балладе Бюргера «Ленора»). Специальные монографии о женихе-мертвеце – профессора Созоновича [из Могилёвской губернии] (на русском языке) и профессора Шишманова (на болгарском языке). Об обаясныках-летавцах см. в статье Подбереского в «Сборник сообщений по народной антропологии» (IV, 9) и в «Трудах» Чубинского (I, 193). Любопытно само слово «обаясныки», в котором сохранилось древнеславянское слово «обавити, обаяти», в значении околдовать (первоначально – оговорить, ср. «байка, обаяние»). В старинных русских памятниках (например, в Азбуковниках) встречается близкий термин – обаяници, в значении колдунов».

Тут следует уточнить: слово это из готского языка, как и «горыныч».

 

ТАК ЧТО ЖЕ ТАМ БЫЛО?

 

Перенесёмся опять в Китай. Великую Китайскую стену стали строить одновременно с другим странным нововведением: некоторые могилы аристократов (как погребение нетленной аристократки, о которой говорилось выше) буквально заливали метрами бетона. Столь масштабные работы с тратой огромных денег могли объясняться только тем, что жертвами вампиризма стали высшие правители страны – кто-то из самой высшей знати.

Один из маркеров феномена – Огненный змей, после прилёта которого появлялся призрак вампира. Когда в середине XVIII века Австро-Венгрия освободила от турецкого ига Сербию, оказалось, что там свирепствует эпидемия вампиризма. Государственные комиссии, посланные императрицей Марией-Терезой, выяснили, что источником заразы были турки, и происходило это на сербско-турецкой границе. Так, некий местный православный житель Павел (Паоле) рассказывал, что на границе с Турцией ему по ночам являлся призрак турка и прижимался к нему, чтобы сосать жизненную силу. Очевидно, что через границу к дому, где тогда пребывал этот серб, со стороны Турции прилетал Огненный змей с могилы какого-то турка.

Тут следует напомнить, что Турция тогда являлась источником вампирзма, и само слово «вампир» из турецкого языка. Самые древние и первые турецкие анекдоты о ходже Насреддине – это истории 1550-х годов о том, как он встречает на турецком кладбище вампира или сам выдаёт себя за вампира, чтобы напугать разбойников. В этих историях он надевает белые одежды, чтобы походить на свечение над могилами, и перемещается быстрыми скачками – «ведь вампиры не ходят, как мы – живые, а исчезают на одном месте, чтобы появиться на некотором расстоянии от этого места». (Эта особенность сегодня используется в фильмах ужасов, но она просто отражает древний фольклор: эта «телепортация» как средство передвижения была присуща и призраку вампира, и Огненному змею, который мог исчезнуть в одном месте – и тут же появиться в другом.)

События в Сербии показывают, как от южных соседей зараза распространялась севернее. Видимо, так же произошло в нашем протогосударстве II-IV веков. Как и в Китае, вампиризмом были поражены кто-то из правящих родов страны. Причём легенда о Змиевых валах, созданная уже в Киевской Руси (которая даже чисто экономически не могла создать нечто подобное), как раз и начинается с того, что Огненный змей начинает прилетать к княжне. То есть, через более полтысячи лет после событий ещё сохранялась память, что вампиризм поразил правящую аристократию страны.

Наша версия событий такая. Переносчиками заразы были кочевники, тюркские племена. Они мирно сосуществовали с нашим протогосударством готов и предков беларусов, украинцев и поляков. Но когда у них закапывали вампира и тот начинал являться родне в виде Огненного змея, который превращался в призрак похороненного, то кочевники эту проблему решали просто: быстро уезжали на другое место. И тогда, как это было и в Китае, Огненный змей прилетал к соседним оседлым автохтонам. И они от кочевников заражались вампиризмом.

Кочевники действительно были причиной постройки этих циклопических стен в сотни километров. Но боялись не самих этих кочевников, а той заразы, которую они оставляли в виде вампиризма в местах, где останавливались. Они излечивались от эпидемии вампиризма тем, что хоронили вампира поближе к местам проживания других племён, а сами спешили покинуть эту территорию. По нашей версии, именно в Китае было замечено, что Огненный змей не в состоянии подняться выше 6 метров. Стена в 10-12 метров является для него абсолютно непреодолимым препятствием.

Этот опыт Китая тогда распространился в регионах, которые контактировали с кочевниками. В том числе подобные циклопические стены возводились тогда и ранее на Кавказе, причём к этому скорее всего могли быть причастны снова те же самые готы и сарматы, которые тогда населяли Северный Кавказ. То есть, создание Змиевых валов готами в Украине – это было только повтором создания таких более древних валов.

Не вызывает сомнения тот факт, что и Великая Китайская стена, и Змиевы валы готского протогосударства у нас – это постройки по той же самой вампирической причине, созданные примерно в то же самое время. Это сейчас историки называют «суевериями наших невежественных предков». Но с чего они решили, что умнее предков? Феномен до сих пор не разгадан наукой.

Информация

  • ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ
        (обновляется!)   Теперь книги наших авторов можно купить в любой стране мира. Рекомендуем:…
  • ОКНО В ИНУЮ БЕЛАРУСЬ
      Серия исторических детективов Вадима Деружинского, действие которых происходит в середине 1930-х в Западной Беларуси,…
  • В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ
      Уважаемые читатели! Теперь нашу газету можно купить на нашем сайте в электронном виде из…
  • Новый детективный роман
        Вадим Деружинский   Черная лента     В довоенной Западной Беларуси, частью которой…
  • РАСПРОДАЖА КНИГ НАШИХ АВТОРОВ
            Уважаемые читатели! Сообщаем, что организована распродажа по существенно сниженным ценам последней…

На печатную версию нашей газеты теперь можно подписаться и онлайн: