Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ
«Аналитическая газета «Секретные исследования», №12, 2022
25 лет назад – в 1997 году – журнал «Техника – молодёжи» рассказал о полтергейсте, который произошёл в доме космонавта В. Аксёнова. Ситуация уникальная – человек вернулся из космоса, что уже почти фантастика, а на земле столкнулся с потрясающей аномальщиной…
В.В. Аксёнов – бортинженер космического корабля «Союз-22» и космического корабля «Союз Т-2», 36-й лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза
МГНОВЕННЫЙ РАЗГРОМ
Беседовавший с космонавтом журналист Сергей Дёмкин рассказывает:
«Встречать минувший Новый год лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Владимир Викторович Аксёнов уехал с женой на дачу. А в его московской квартире собрались друзья сына Сергея. К пяти часам утра он вышел проводить гостей. Вернувшись примерно через час вместе с оставшимся другом не поверил своим глазам. В лунном свете, заливавшем спальню, на полу отчётливо было видно какое-то огромное мохнатое существо.
Ребята решили зажечь свет и посмотреть, кто же к ним пожаловал. Но выключатель в спальне оказался оторван. Тогда молодые люди вооружились фонариком и вошли в неё. Везде – самый настоящий разгром. А странное существо оказалось огромным ворохом одежды, валявшейся на полу.
Первой мыслью было: «Кто это натворил?» Второй: «Что скажут родители?» Нечего было и пытаться навести порядок в жутком хаосе. А раз так, они пошли в гостиную и от испуга... крепко заснули».
– Очень здоровая реакция, – смеётся Владимир Викторович. – Когда я увидел, что произошло, вначале решил – кто-то по-чёрному нашкодничал. Но постепенно, разбираясь в сути происшедшего, всё больше убеждался: это не мог сделать человек!
Прежде чем продолжить рассказ, Аксёнов отвёл журналиста на место событий. Показал, как расположены спальня, где стоят гардероб и стенной шкаф, комната сына и ванная, где тоже оставил следы барабашка.
– Так вот, – продолжает Аксёнов. – Если присмотреться к разрушениям, то обнаруживается определённая закономерность: все они находятся в одной плоскости. В спальне она пересекает оба шкафа. В ванной – полочку, флаконы с которой оказались на полу, причём почему-то в вертикальном положении. И ни один не разбился! В комнате сына книги, оказавшиеся в шкафу на этой же линии, аккуратной стопкой переместились на пол. Зато магнитофон и маленький телевизор, очутившиеся вне плоскости, остались на месте и не пострадали.
Вообще многие детали происшествия кажутся поразительными. К примеру, телевизор «Сони» упал в спальне со шкафа и ударился о спинку кровати. Но почему-то трубка не разбилась, хотя платы изрядно помяты.
Далее. Громоздкий гардероб лежал дверцами вниз, в замках торчали ключи. Они бы обязательно погнулись, если бы он просто рухнул. Да и на паркете появились бы вмятины от удара. Кстати, зеркало на внутренней стороне дверцы не пострадало. Самое же невероятное, что половинка одной из петель, крепящих дверцы, была разорвана словно листочек бумаги. Чтобы сделать подобное, требуется усилие в десятки тонн. Но ведь все шурупы остались на месте.
На тумбочке стоял будильник. Внешне он выглядел совершенно целым, только стрелка остановилась на половине шестого. Когда сын отнёс часы в ремонт, мастер изумился: «Кто же так над ними поработал? Все шестерёнки внутри смяты».
А больше всего досталось стенному шкафу. Впрочем, и тут разрушения оказались странными. Хотя дверцы и боковую стенку отбросило, а один конец полки продавило, ни один хрупкий предмет не разбился. Более того, именно под погнутой полкой стояли бутылки с вином – так вот, они были аккуратно сдвинуты в противоположный угол.
– Какая же ваша версия Владимир Викторович? Что у вас произошло?
– Думаю, мгновенный, измеряемый долями секунды, невероятно сильный выход какой-то энергии. Кстати, когда я пригласил к себе космонавтов, они согласились, что тут явно действовал не человек.
Журналист пишет:
«Случившееся в квартире Аксенова во многом напоминало типичный полтергейст. Во-первых, опрокидывались тяжёлые предметы без их повреждения. Например, неведомая сила словно бы осторожно положила на пол шкаф. Во-вторых, не обошлось без телепортации предметов – флаконов, книг, одежды из шкафа. Наконец, силовые воздействия были дискретными по времени и месту. Скажем, несмотря на огромную мощь энергетического выброса, стекло и одежда остались целы. А бутылки в шкафу надо было подвинуть прежде, чем над ними продавило полку. Словом, тут действовала какая-то таинственная сущность, демонстрировавшая свои возможности».
– Вряд ли ваша трактовка верна, – не согласился Аксёнов. – Скорей, здесь была точка перехода из одного мира в другой, что сопровождалось энергетическими волнами. Но они разрушали не целенаправленно, а просто прошли в данном месте. Не сомневаюсь, что эти импульсы не входят в обычный энергетический спектр Земли.
– А как понять выборочный, своего рода «щадящий» характер воздействия? Получается, что некая сила вполне осмысленно старалась не причинять слишком большого ущерба.
Аксёнов не стал отрицать сей странный факт, но сказал, что объяснить его можно по-разному. Например, особыми свойствами неизвестной энергии при взаимодействии с материальными объектами нашего мира. Журналист отметил: «И в заключение хотелось бы обратить внимание читателей вот на что. Удивительное событие в квартире космонавта произошло в новогоднюю ночь, в полнолуние. Считается, именно такое время является идеальным для вспышек полтергейста».
МНЕНИЕ СКЕПТИКА
В 1997 году в Москве уже полтора года активно занимался изучением полтергейста Фонд парапсихологии. Руководитель Фонда доктор медицинских наук и кандидат технических Андрей Гиндинович Ли так прокомментировал события в квартире Аксёнова:
«Служба «скорой помощи» для выявления и ликвидации полтергейстов была организована в Москве нашим Фондом в 1995 г. Бригады выезжали по вызовам, разбирались и, если требовалось, устанавливали в квартирах аппаратуру, которая непрерывно записывала на видеоплёнку при свете и в темноте всё, что происходит. В наиболее сложных ситуациях использовали радиометрию, магнито- и термометрию, исследовали проводящие свойства воздуха и его ионизацию, регистрировали акустические явления и т.д.
За полтора года поступило 86 вызовов. Из них 22 – ложные, просто розыгрыши. В 30 случаях столкнулись с различными психическими и невротическими расстройствами. Скажем, человеку кажется, что предметы движутся, летают, проходят сквозь стены. По 23 вызовам удалось быстро понять, откуда берётся, скажем, загадочный стук, шорох и т.д. Причиной может быть шум труб, какая-то вибрация от ветра. А вот в 11 полтергейстах – 8 «огневых», 3 «двигательных» – мы сразу не сумели разобраться. Поэтому с помощью приборов установили круглосуточное наблюдение, которое велось от трёх дней до месяца.
Каков же итог? Все «двигательные» и 6 «огневых» полтергейстов были инициированы человеком. К примеру, в одном доме начались разрушения, которые ни в какое сравнение не идут с тем, что произошло в квартире Аксёнова: была разбита дорогая люстра, все цветочные горшки оказались разбитыми на полу, кастрюля с кашей летала от плиты к окну и обратно, в бабушку втыкались (!) ножницы и т.д.
Поставив видеокамеру, мы ушли, попросив взрослых фиксировать происходящее на бумаге. Вернулись через 3 часа. Стали вместе смотреть плёнку, причём во время «сеанса» хозяева, по ходу дела, читали свои «легенды» вслух. Прямо скажу, они испытали шок. Барабашкой, и надо признать очень хитрым и изощрённым, оказался их 10-летний сын.
Что касается фальсифицированных «огневых» полтергейстов, то на плёнке они выглядят на редкость примитивно. Люди просто брали спички, зажигалки и совершали элементарный поджог. Но вот что действительно поразительно: они знали, что ведётся съёмка! И тем не менее – жгли! Словно пироманы испытывали какую-то непреодолимую тягу к огню. Получается, что полтергейст, говоря образно, «сидит» в самом человеке.
И наконец, два «огневых» полтергейста так и не сумели раскусить, доказать, что это фальсификации. Во всяком случае, камера не «поймала момент поджога.
Какие здесь могут быть версии? Самая простая: известны смеси, которые воспламеняются не сразу. К примеру, в Донбассе был такой случай: отец приносил с шахты подобные вещества, а сын с их помощью устраивал дома таинственные пожары. Причём они возникали в помещениях, где в момент возгорания никого не было.
Более интересная гипотеза связана с изменённым сознанием человека. Медики установили, что при эпилептическом припадке резко повышается активность мозга, его клетки начинаю работать в едином ритме. Тогда, можно предполагать, в организме происходит массовая синхронизация электрических процессов. И общая их мощность в очень коротком импульсе достигает 10 Вт. Вероятно, в каких-то ситуациях этого достаточно, чтобы, скажем, от руки человека произошло возгорание.
Упомяну ещё один, вроде бы, фантастический вариант. Сегодня многие учёные считают, что вакуум обладает огромной энергией. Так вот, существует предположение, будто бы человек, при определённых условиях, может служить «спусковым крючком», который запускает процесс её извлечения. Всё это, конечно, надо глубоко изучать. Здесь требуется помощь физиков-теоретиков, но пока, к сожалению, привлечь их к работе не удаётся, хотя наш Фонд предлагает финансировать исследования.
Теперь о случае в квартире Аксёнова. С большой уверенностью берусь утверждать – он не связан с переходом из одного мира в другой. Скорей, это проделки молодёжи. Зачем? Этот вопрос, вообще-то, уже сам по себе – очень интересная тема, правда, для психологов. Детьми обычно движет желание привлечь к себе внимание, «игра» в «кино», где сейчас часто демонстрируют всяческие «чудеса». У взрослых свои причины. Например, некоторые, в основном, горожане инфантильны, до седых волос имеют детскую психологию. Именно они часто становятся барабашками.
Многих ставит в недоумение «огневой» полтергейст. Казалось бы, зачем поджигать собственную квартиру? Увы, наша действительность такова, что повод всегда найдётся. Чаще всего – это способ разрешить семейный конфликт, связанный с разъездом. Как заставить «врага» уехать, если добром не хочет? Его надо напугать. А чего люди больше всего боятся? Тайны, непонятного!
Словом, наш опыт показывает: в подавляющем числе случаев не надо искать какую-то невероятную причину загадочных явлений. Она – рядом, в самом человеке».
ПОЛТЕРГЕЙСТ В МИНСКЕ
Конечно, профессор Ли – это весьма известная личность среди исследователей непознанного, но его объяснения случившегося в квартире Аксёнова никуда не годятся. Ведь авторитетный космонавт – это не простофиля, и он совершенно чётко определил – такое человек сделать не мог. Самое интересное, что нечто подобное в те годы произошло и в Минске, точно такой полтергейст с марта 2002 года мы (я и директор газеты Андрей Ладыженко) наблюдали в одном из домов Минска (он начался в феврале 2002 года). Хочется спросить у профессора Ли: это как же так вышло, что и в квартире космонавта Аксёнова, и в минской квартире происходили практически те же самые события, нарушающие Законы Природы и превышающие способности человека? Неужели некий невидимый инопланетный разум был привезён Аксёновым из космоса, устроил кавардак в его квартире, а потом невесть как переехал в Минск? Ведь эти, как кажется, лишённые смысла «проделки» очень похожие.
Почти 20 лет назад я писал в статье «Полтергейст в Минске» (№19, 2003):
«Года полтора назад к нам обратилась минчанка, которую замучил полтергейст. Это была молодая женщина, мать-одиночка, жившая вместе с десятилетней дочкой в маленькой квартире. До этого она обращалась в МЧС, в милицию, к попам и ещё к кому-то, но всё безрезультатно. В отчаянии она позвонила нам, но, сразу скажу, мы чем-то существенным помочь ей не смогли. Кроме советов.
[Должен добавить, что до нашего приезда мама ставила свечки, вызывала попа (потратив 10 баксов за его работу и ещё 5 на его такси – огромные деньги для матери-одиночки в 2002 году!) – без толку, через два часа всё началось снова. Вызывала МЧС – те только подивились, но ничем не помогли. Корреспондент «Вечернего Минска», бывший за два дня до нас, подвесил пропавшие ранее из ванной комнаты и найденные ножницы над дверью в ванную, кричал на полтергейст, мёл метёлкой и ещё что-то делал якобы по народной методе (а-ля Прийма) – всё впустую. – Прим. В.Д.]
Когда мы приехали, полтергейст входил в свою запущенную стадию – начались самовозгорания простыней, были разбиты бытовые электроприборы, разбиты зеркала. Пока мы были в квартире, беспричинно падали некоторые предметы, в том числе наш работающий диктофон. Свой визит мы снимали кроме аудиозаписи на видеоплёнку, а также сделали цветные фото отдельных участков квартиры [мы опубликовали их].
У меня осталось достаточно странное впечатление после всего увиденного и услышанного. Мать действительно была измотана этой чертовщиной, а вот дочка выглядела подозрительно не напуганной. Она скорее с задорным любопытством наблюдала за нашей беседой. Это был замкнутый ребёнок, как говорят, «сама в себе», она не желала с нами что-то обсуждать на эту тему, но при этом оставалось ощущение, что она что-то знает.
Ясно, что она являлась, говоря языком исследователей, фокальным лицом полтергейста. Картина классическая для подобных случаев: переходный возраст, проблемы в семье, где родители развелись, половое созревание – и так далее. Вначале я стал подозревать, что девочка просто всех дурит – за спиной у всех проделывает эти «штучки». Однако «штучки» оказались такими, что их проделать не под силу ни одному человеку. Показателен пример с люстрой (у меня у самого дома такая же, я её сам вешал): на люстре несколько искривлённых трубок из дюралюминия, к которым на болтах крепятся лепестки из фигурного стекла. Так вот эти трубки (довольно толстые и прочные) оказались разогнутыми – причём без повреждения тонкого основания люстры и без повреждения стеклянных лепестков. Как это можно сделать – уму непостижимо. Я пытался на своей люстре проделать нечто подобное, но у меня не удалось ни на миллиметр разогнуть эти трубки, зато стала гнуться основа люстры, сделанная из тонкой жести. Мало того: на люстре в этой квартире лепестки были разогнуты неодинаково – некоторые больше, а другие меньше. А на жестяном основании люстры был виден какой-то странный матовый налёт, как после взрыва, и вот этого налёта было больше там, где трубки были больше разогнуты. Получается, произошёл какой-то взрыв, но как бы обратного свойства, затягивающий внутрь. А для разгибания трубок, видимо, рычагом являлись концы трубок, жёстко удерживаемые. Но за них не взяться руке человека – нет места.
В общем, это очень странно. Тем более что квартира сталинской постройки, с очень высоким потолком.
Расспросы, изучение квартиры ничего не прояснили. Напротив, если и нащупывалась какая-то закономерность в событиях, то тут же возникала масса непонятных фактов, никак не укладывающихся ни в какую логическую схему. К фактам, которые более-менее могут являться отправными в поиске закономерностей, можно было отнести неимоверно огромный расход электроэнергии в квартире (при выключенных электроприборах) в момент активизации явления. Также зоны с «зимним холодом» в квартире в самые жаркие дни. И постоянное вылетание электропробок (потом хозяйка попросила соседа сделать проводку без пробок). Существенно и странное событие, случившееся, когда мама с дочкой и вместе с пришедшими гостями вечером сидели в комнате за столом. Они услышали, как из кухни кто-то побежал мелкими шаркающими шагами в коридор, потом поднялся на стоящую там тумбочку под счётчиком – и стали вывинчиваться пробки. И стало темно. Пробки улетели на кухню и там попадали. Естественно, в коридоре и кухне никого не оказалось, а дверь была заперта изнутри.
Возникает большой соблазн полагать, что эти шажки в коридоре принадлежат самой девочке, которая каким-то образом «раздваивается» (или совершает «выход из тела»). Тогда получается, что и весь полтергейст – дело её рук. Скажем, её организм совершает эти непостижимые действия, противоречащие физике, но сама она их не контролирует, а лишь на подсознательном уровне знает их связь с собой.
Вроде бы это может являться отправной точкой в исследованиях. Но есть масса других сторон явления, которые этой концепции явно противоречат. Вот почему, повторяю, очень сложно создать некую теорию: пути логики обрываются в самый неподходящий момент.
Не берусь судить, почему дети (фокальные лица) упрямо не хотят говорить о том, чем они связаны с событиями. Возможно, это вопрос для них сугубо интимный и связанный с интимными переживаниями и ощущениями, так как здесь срабатывает некий механизм, подменяющий в период полового созревания функции взрослого организма. Скажем, центры, ответственные за половую сферу, в мозге сформировались, а формирование половых органов ещё не начиналось (дети – фокальные лица – обычно внешне не имеют признаков начала полового созревания). Тут можно проследить определённую связь с концепцией половой «чистоты» у скопцов, аскетов и прочих людей от религии, видящих в половых органах препятствие для достижения связи с «заматериальным». Во всяком случае, при такой аномалии в организме ребёнка происходят необычные процессы, которые и могут затрагивать «второе дно» нашей материальной сути.
Как кажется, в основе всего лежит РАЗДРАЖЕНИЕ. Причем, более в смысле психологическом, чем биологическом. Битые зеркала, выдранные провода, постоянно переворачиваемые нагреватель, холодильник, прочее – все это как бы торчит, взывает к действию «под горячую руку». Точно так произошло с люстрой. А вот телевизор и видео не пострадали – они не вызывают раздражение у фокального лица (или его подсознания), они успокаивают и развлекают. Почему вылетают пробки? Из-за этого же раздражения. Но это подразумевает, что источник полтергейста ощущает электричество так же явно, как и предметы обстановки: для него электричество «торчит». Все это трудно себе представить, но другого пути понять, кроме как вначале себе представить, нет.
Приступы этого РАЗДРАЖЕНИЯ вполне соотносятся с биологическими ритмами организма в получении сексуального удовлетворения. В нашем случае это не сексуальное удовлетворение, а его странный суррогат, реализуемый вот в такой непостижимой форме».
ЭТО ВАМПИРИЗМ?
В другой своей статье о зеркалах, изданной ещё в 2002 году и упоминавшей о полтергейсте в Минске, я писал, этим «раздражителем» (вызывающим полтергейстные события) является скорее всего способность отражать находящееся в комнате. В минском случае бились зеркала, а имевшие высокую отражающую поверхность обогреватель, телевизор и холодильник постоянно оказывались лежащими этими поверхностями на полу – когда мама вместе со своей дочкой возвращались в квартиру. Это не могли быть проделки девочки, так как она была с мамой, а в квартире никого не было, к тому же у неё не хватило бы сил опрокинуть холодильник.
Но самое поразительное – это то же самое, что произошло в квартире космонавта Аксёнова! Холодильник в минской квартире оказывался много раз лежащим на полу, словно его наклонили и повалили дверцей вниз. Но никак не была повреждена ни дверца холодильника, ни ручка на ней – хотя при таком падении повреждения появились бы обязательно. И не было на полу никаких следов падения – царапин, выбоин. Словно холодильник мгновенно и аккуратно переместился из стоячего положения в лежачее – с помощью какой-то телепортации (точно так исчезали предметы в одном месте, чтобы оказаться в другом). Некоторые называют это «аккуратностью полтергейста»: дескать, он бережёт предметы. А на самом деле это иное – предмет не перемещается в привычном нам смысле, а как бы перескакивает из одного положения в другое, потому и не создаётся нагрузок, инерции, урона от падений. В нашем случае, как рассказывала мама девочки, несколько раз оказывался на полу экраном вниз телевизор, но при таком падении с тумбочки он бы обязательно разбился, а его кинескоп лопнул бы. Но ни малейших повреждений.
И вот такие «выкрутасы» происходили только с предметами, которые имели отражающие поверхности. Получается, что, когда никого нет дома, некая обитающая там сущность (возможно, привлечённая ребёнком как фокальным лицом и питающаяся его «жизненной силой») не может в полной мере ориентироваться в пространстве этой квартиры – из-за предметов с высокой отражающей способностью. Эта призрачная сущность постоянно натыкается на такие поверхности и потому разбивает зеркала доме, а предметы с просто высокой отражающей способностью (которые не может разбить) переворачивает и кладёт на пол этой отражающей поверхностью (видимо, перемещая их мгновенно путём полтергейста). В квартире космонавта Аксёнова, напомню, было такое: «Громоздкий гардероб лежал дверцами вниз, в замках торчали ключи. Они бы обязательно погнулись, если бы он просто рухнул. Да и на паркете появились бы вмятины от удара. Кстати, зеркало на внутренней стороне дверцы не пострадало».
Потому что это зеркало было на внутренней стороне дверцы. Точно так в минском случае мама провела нас по однокомнатной квартире и показала, что разбиты зеркала в ванной комнате и в прихожей на стене (предполагаю, потому что их было невозможно опрокинуть – они прикручены шурупами к стенам), а вот единственным целым осталось заднее зеркало в серванте, которое за стеклянной дверцей серванта и за посудой в нём. Мама пожаловалась, что теперь может смотреться только в него.
Получается, что всё-таки суть всего в отражении. Эта некая полтергейстная сущность не разбила это заднее зеркало в серванте из-за своей природы – она его не воспринимает, «не видит», так как зеркало находится за стеклянной дверцей серванта.
Всё это отсылает нас к чисто вампирической теме, так как только на похоронах по народному обычаю занавешивают все зеркала (и предметы с высокой отражающей способностью). Делается это, судя по всему, не столько перед опасением, что покойник может оказаться вампиром и потому побьёт зеркала, а скорее по другой причине. В статье «Могильный пар» (№7, 2022) мы писали, что вампиров очень привлекают свежие умершие, из которых они питаются «остаточной посмертной энергией», которая, по мнению журнала «Fate», остаётся в телах покойников в течение ещё нескольких дней. Вот поэтому в дни, когда покойник ещё находится перед похоронами в доме, высока вероятность, что его навестит для своего «питания» местный вампир. И именно от него и завешивают зеркала.
Напомним также, что вампиризм всегда сопровождается полтергейстом. Ну а то, что исследователи называют «фокальным лицом полтергейста», это скорее всего тот ребёнок, к которому «присосался» вампир – впавший в вампирическую кому родственник или сосед. Ведь вампиры сосут «жизненную суть» в основном из детей и из только что умерших людей. Очевидно, по той причине, что нормальный взрослый человек этому эффективно сопротивляется.
ИСКАТЬ ЧЁРНУЮ КОШКУ В ТЁМНОЙ КОМНАТЕ
12 марта 2002 года я рассказал о нашем минском случае полтергейста через сеть «РУФОРС» пермского уфолога Николая Субботина нескольким десяткам ведущих исследователей аномального со всего мира – и членам Редакционного Совета нашей газеты, и вообще всем исследователям (глава «Космопоиска» Вадим Чернобров, другие ведущие в теме непознанного исследователи и авторы книг). Я спросил: как помочь этой семье в Минске?
Нам рекомендовали обратиться в Москву к профессору Ли. Советовали найти фокальное лицо, организовать контроль показаний счётчика расхода электроэнергии, советовали: «По моему опыту наоборот необходимо крайне доброжелательно общаться с полтергейстом. Иногда даже помогает блюдечко с молоком и кусочек хлебушка и сахара (задобрить как бы его). Это всё кажется бред полный, но этот способ наработан людьми на протяжении большого времени». Посоветовали обратиться по знакомству к известным специалистам по психике: «Они – авторы учебника "Психотерапия"». А также известный исследователь непознанного Константин Хазанович из Петербурга (ряд его статей мы публиковали) дал совет: «Нужно также обратиться к детскому психологу с тем, чтобы он протестировал девочку».
Прошло 20 лет, а воз и ныне там. Исследовательские среды так и не поняли идею журнала «Fate» про «остаточную посмертную энергию», которая остаётся в телах покойников в течение ещё нескольких дней. Исследователи полтергейста задавали его жертвам массу вопросов – но не о главном: умер ли недавно ближайший родственник или сосед? К сожалению, и мы в 2002 году таких вопросов не задавали, и их никто не задавал в случае полтергейста у космонавта Аксёнова…