МОГИЛЬНЫЙ ПАР

 

Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ

«Аналитическая газета «Секретные исследования», №7, 2022

 

Про свет над могилами мы подробно писали в цикле наших статей. Но существует и другое – «могильный пар»: нечто парообразное в форме человеческого тела, повисающее только над свежими могилами в 1-3 дня после похорон.

 

В 2011 год, Норвегия. Ночью супруги сняли пар или свет над могилой, который имеет человеческие контуры

 

Мы продолжаем тему свечений на кладбищах, о чём мы писали в предыдущих номерах газеты. Наш читатель из Гомеля Никита Ивашкевич продолжает присылать интересные материалы. Он обратил внимание, что знаменитый цветущий на Яна Купалу папоротник похож на огни на могилах. В книге «Народная демонология Полесья» сказано, что по поверьям Гомельской области искать горящий цветок следует «на могилках». Вот одна из записанных историй из этой книги:

«...Вин [цветок папоротника] на Петриўского Ивана цветэ. Кажут, надо на могилки идти. Будут гадюки вицца. Папорот цветэ. А если не пройдэш [не выдержишь испытаний], то можэш помешатиса. Есь человек проданный [тот, кто продался нечистой силе]. Гром его знае, а ему падчыняецца нечыста сила. Он – ей, она – ему. У нас на Ивана один пошоў [за цветком папоротника], так с ума тронуўся. У нас на Ивана один раз ў год папороть цветёт. Вот ў двенацать часоў ночи должэн зацветать папороть. Вот оно зацветает, только цветочка показываецца…» (Село Заболотье Малоритского р-на Брестской обл., 1982 г., зап. М.И. Серебряная от Сковородки Андрея Веримеевича, 1911 г. р.)

 

ДУША ВЫЛЕТАЕТ ИЗ МОГИЛЫ

 

Во втором томе книги «Народная демонология Полесья» имеется глава «Душа», там говорится, что «душа принимает вид столба пара или воздуха». Вот некоторые истории.

«№76. А ў поўдэнь – то можэ ужэ <…> ну, пэрэдавалы, шчо то чорт ходыў <…> Ну а колыся, якиеся и столбы, казали, выходят, як умрэ чоловик. Так если идэ [этот столб], то, кажэ, можэ убыты чоловика вин, если найдэть на чоловика. [Вопрос: откуда этот столб выходит?] Ну, з моглиц. Так гэтой пар выходыў, пар стоўбом выходыть. Ў поўноч». (С. Кривляны Жабинковского р-на Брестской обл., 1985 г., зап. А.А. Плотникова.)

«№77. На кладбышах з того гроба выходыт пар [столб с человека высотой], й сохрань Божэ, попасть на той пар – [пропадёт человек, умрёт]». (С. Бельск Кобринского р-на Брестской обл., 1986 г., зап. О. Монакова от Ярошука Ивана Иосифовича 1911 г. р.)

«№78. [Можно видеть душу. Если на кладбище хоронили зимою, то весной выходил из могилы пар, который был похож по форме на женщину в белом платье.]» (С. Оброво Ивацевичского р-на Брестской обл., 1987 г., зап. С.Г. Шешукова от Тысевич Фёклы Гавриловны, 1929 г. р.)

«№79. Пар выходить из могилы. [Считалось, что если этот пар будет идти за человеком, то тот человек скоро умрёт.]» (С. Оброво Ивацевичского р-на Брестской обл., 1987 г., зап. С.Г. Шешукова от Лучиц Дарьи Прокоповны, 1900 г. р.)

«№80. Сама пуўноч, як двэнаццать часоў, идэ такий стоўб з могилы, той дух идэ. Иды тою тропою, шо кунь идэ [т. е. по колее], – ничого тобе нэ будэ, ано зайды на сторону – той стоўб тэбэ убъе». (С. Ковнятин Пинского р-на Брестской обл., 1981 г., зап. А.В. Гура от Гринько Софьи Константиновны, 1913 г. р.)

«№83. Де ж душа делася? Бають, шчо пара идэ стоўпом на други дэнь из могилы. Кажуть, як на тэе нарвеца чоловек, може и погибнуть». (С. Радчицк Столинского р-на Брестской обл., 1984 г., зап. А.А. Плотникова.)

«№87. Як заховаюць, на други дзень з могилы толпа дыма такого подымаеца, як туча. Дошла до плота, разбилась – и не стало. То, кажуць, душа вышла». (С. Дяковичи Житковичского р-на Гомельской обл., 1983 г., зап. А.М. Гамбарова от Черкас Татьяны Фёдоровны, 1906 г. р.)

 

Парообразная фигура ночью над могилой, фото опубликовало издание «Daily Mail» 17 октября 2020 года. Кладбище в английском городе Шеффилд графства Саут-Йоркшир

 

Следующая история довольно необычная, в ней используется гипотеза про фосфор, о чём мы писали в статье «Свечения на кладбищах» (№6, 2022):

«№89. Як на моглицях: як похоронят человека, через 4 дни или через 12 выходит фософор. Он так светицца: бывает столбом, птицей, человеком. Если человек коло его буде близко, по ветру, и он его чуствуе, и як человек дыхае, выдыхае – и еты фософор за йим бяжыть, и человек може задохнуцця. [Информант объяснил, что «фосфор» не даёт человеку дышать: «не даёт кислороду».]» (С. Симоничи Лельчицкого р-на Гомельской обл., 1983 г., зап. Е.В. Тростникова от Федоровича Сергея 1970 г. р.)

«№93. Як чоловик умрэ, зробицца билый столб. Если туда пойде хто, он загине. Як чоловик умирае, ў него душа тры дни сидить у хати, а потом идэ, куда Бог пошле <…> Душа, як воздух, чоловик хукнэ – и душа выйшла». (С. Комаровичи Петриковского р-на Гомельской обл., 1983 г., зап. Н.Е. Логунова от Боярин Анастасии Васильевны, 1918 г. р.)

«№94. Як человек помре, на могилке такий пар белый стоить, як столб, – то душа наверх выходить». (С. Кочищи Ельского р-на Гомельской обл., 1984 г., зап. М.Н. Толстая, Т.В. Шевченко и Н.М. Якубова от Копач Ганны Николаевны, 1918 г. р.)

«№97. Як, ка, памре чилавек, ў харошую пагоду иди на кладбище. Дирку пробурав до гроба. Як нема ветру. До гары дном [поставить туда бутылку вверх дном], у этую бутылку идэ пара оттуле. Гляди: личность этого пакойника атпечатаеца. Это уже по-научному». (С. Золотуха Калинковичского р-на Гомельской обл., 1983 г., зап. Е.В. Какорина от Максименко Варвары Михеевны, 1918 г. р.)

«№98. А то, гаварят, на трэти или дэвьяты дэнь над могилкой стоит столб, як человек. Это – пар. Надо так потихоньку пройти и ничего не говорить». (С. Верхние Жары Брагинского р-на Гомельской обл., 1984 г., зап. А.А. Астахова.)

«№100. Придасця, як задумаешься. Здавалась, як будто сталбом стаиць белым на дваре. Мянэ тожэ здавалось, як бацька умер: стаиць на дваре стоўб таки белы, выше роста нашаго бацьки. [Он являлся до того, как прошло 40 дней со дня смерти, а потом перестал.]» (С. Грабовка Гомельского р-на Гомельской обл., 1982 г., зап. О.В. Санникова от Башлаковой Ганны Лаврентьевны, 1900 г. р.)

«№101. Рассказываюць такое: закапали сегодня челавека или ўчора, абычно ў белам, старушку дак асобенно, ўродли стаиць над магилай, а коли челавек праходзиць, он движецца, а его апределили ци учёные ци хто – если закапаюць челавека и выходзиць из няго пар, а кали хто праходзиць, он воздух той нарушэ». (С. Грабовка Гомельского р-на Гомельской обл., 1982 г., зап. О.В. Санникова от Чиченковой Марии Титовны, 1910 г. р.)

 

ПАР ПОЙДЁТ ЗА ТОБОЙ

 

«№102. Гаворяць: скольки дней – уходзиць з яго [похороненного тела] белый стоўб – як тень – будешь бежать – воздух так потянется, и он за тобой пойдёць. [Поэтому не нужно ночью проходить мимо «могилок».]» (С. Грабовка Гомельского р-на Гомельской обл., 1982 г., зап. О.В. Санникова от Бабичевой Софьи Леоновны, 1902 г. р.)

 

22.07.2018 издание «Панорама» (Ростов-на-Дону, РФ) поместило это фото призрака с Северного кладбища

 

«№103. Туман таки стаиць сталпом на магиле – если вечером прийти [в день погребения] – в тот день стоўб. Сутак двое стаиць: и на заўтра и на послезаўтра». (С. Грабовка Гомельского р-на Гомельской обл., 1982 г., зап. О.В. Санникова от Юровой Настасьи Ефимовны, 1903 г. р.)

«№104. Як чэлавек умрэть – чэрэз сколька днёў, як тыхая пагода, дажэ случайно пабачыш, нада утякать, или белый платок махать, и всё равно, махни, и ана аддаляеца – ты разбиваеш воздух ей; ана можэ убить тябе. Будэ, як жэншчына, ее просто ў белом па воздуху нэсэть ў тыхую пагоду; за угол нада зайти, ў бок. Як мушчына умрэ, мушчынам будэ, пачти так, як ў жызни, но атличаеца. [Информантка говорит о том, что облик души почти похож на человека при жизни, но всегда чем-то отличается], волнами нэсэ ея. [Если спрятаться за угол], вона стукнэ об угал». (С. Присно Ветковского р-на Гомельской обл., 1982 г., зап. М.Г. Боровская от Голубевой Анны Яковлевны, 1912 г. р.)

«№108. Шэсть недель пройде, иди на кладбишчэ ночою, чалавека увидиш. Пара, испарэние. Беленьким платочком махнеш – он отойде». (С. Присно Ветковского р-на Гомельской обл., 1982 г., зап. Е.С. Зайцева.)

«№113. А иногда бувае, шо вот говорять: нэ иди ты близко к кладбишчу. Дажэ сэредь дня такое или ранэнько, то говорять, шо это воспораецца тело это самое, которое закопано, и вот воно вроде, это самое, душа исходить, такей пар идэ ў гору, вроде чоловечэский, вроде той вид чоловека. И говорять, што если бы это затронул, так оно зразу, это самое пар, убивает чоловека». (С. Нобель Заречненского р-на Ровенской обл., 1980 г., зап. Г.И. Берестнев от Шклёды Надежды Герасимовны, 1914 г. р.)

«№114. Як при свижым кладовишчы идти, то йе воспарения таки з зэмли. Як ноччу чоловик иде, то в виде пары тый иде. Чоловик лякаецца (пугается) та бежыт, а дух за ним, витром [летит]. Як чоловик гэтот остановицца, то садицца той дух на нёго». (С. Берестье Дубровицкого р-на Ровенской обл., 1984 г., зап. М.А. Бобрик от Пинчука Федора Кирилловича, 1897 г.)

«№120. [Рассказывают, что душу умершего можно увидеть в первую ночь после погребения в виде столба, который светится фосфорически, он тянется от могилы к небу.] Душа уходить, говорять». (С. Макишин Городнянского р-на Черниговской обл., 1980 г., зап. Е.Л. Чеканова.)

«№121. Над могилками душа можэт стоять, як стоўб огненой. Хлопцы пошли как-то на кладбище и бачут [столб]. Они яму кивнули, и он йим. Взлякались (испугались) они и бегом, а столб-то и за ними. Едва убежали они». (С. Старые Боровичи Щорского р-на Черниговской обл., 1985 г., зап. Е.Я. Скидальская от Моцар Харитины Ивановны, 1905 г. р.)

 

ФАНТОМЫ НА КЛАДБИЩЕ

 

В статье «Свечение на кладбищах» мы рассказали о том, что в древнем анекдоте о ходже Насреддине 1500 года описаны особенности вампира: белесая фигура, похожая на пар, как бы «прыгает» на кладбище с места на место, причём исчезает в одном месте и появляется в другом. Турки называли упыря словом «хортлак», от него и пошли другие названия: вурдалак, бруколяк, вупырь, упырь, вампир. Интересно, что точно такие фантомы на кладбищах в Полесье!

«№40. Як чоловека спужало, то та пужайка. У лесу ж пужае, на моглицах. Скачэ и спивае. Як хочэ, так и робицца. Мо, и плакать, и гукать, и скакать – всяким скидваецца». (С. Замошье Лельчицкого р-на Гомельской обл., 1983 г., зап. Е.М. Назарова от Кривицкой Елены Елисеевны, 1926 г. р.)

А вот ещё история:

«Мая матка, як ще диўкаю была, ў Жаховычах жыла, а замуж ужэ ў слободу пашла. Раз сабаралис да и паехали па чарницу, па ягоды. Ну, и паехала мая маць з ими [с родственниками.] Набрала ёна ягод. Адну ж ноч ужэ там начавали, ў ягадах, а другой жэ день яна, матка, дадому ужэ сабираецца. И ён [родственник] ужэ кажэ: «Вара, можэ ты баисся? Дак ходим до нас, у нас пераначуеш». Коб ена казала, што боюсь, дак мо, ничого не бувало. А то яна кажэ: «Не, чого я буду баяцца? Вот улица рядом, не баюся. Я, ка, пайду дадому, да дома пераначую». А ето было, ка, у час ночы – глупасць самая, шчэ пивень не пее – дак ето глупасць [середина ночи.] Дак буде што паганое ў глупасць. Яна, ка, иду ужэ злезла з воза, ягоды ў руку, каробку за плечы, иду.

Иду, а там такие засоўки [поперечные перекладины на месте ворот.] Яна кажэ, абязательно мне трэба тые засоўки перелезць да идти ужэ на вулицу. А ноч была месячна-месячна. Дак гаворяць: большэ пугае, як месячно. Дак на етых засоўках стаиць девачка, такая красивая девачка – кучэрявая, убирана. Ну, ка, ёй годикаў, можэ, тры-чэтыры. Ветра няма, цихенько-цихенько. То ж летняя ноч, а ёй так косы паднимае и паднимае.

Мацька кажэ: какая ж можэ быць девачка серадь ночи на засоўках? Гаварыць: я як шла, так просто ўся абамлела. Ў адной руцэ ведро, дак я ужэ другой давай хресцицца. Старые люди гаваряць, где паганое заметиш – хрестицца [надо], да Бога ўздумай, дак яно адверне цябе, атбежыць. Дак яна, ка, припусцилась, да ёно за тые засоўки – кулдык! Упало и забилосо, ка, авечкою кашлятою и пабегло. Да, ка, у нас жэ там кладбишчэ, и бутто бы на кладбишчэ пабегло.

Яна, ка, была ужэ саўсем без сазнания, пацерала ўсе з испугу. Но тые засоўки треба ўсе раўно абязацельно бежаць пералезць. Кажэ, ужэ не знаю, як тые засоўки пераляцела, перабегла. И тые ягоды парассыпала. И прибегла дадому и с испугу так дала ў дверь, што замок адлетеў. Онемела и гаворыць не могла. Упала, ка, и ужэ галашу. То ж не девочка, то ж пужало што-то. Лукавый быў. Мо, тая душа ужэ ходиць да пужае. Тот, што лопне». (С. Жаховичи Мозырского р-на Гомельской обл., 1983 г., зап. Е.М. Назарова от Леонович Дарьи Степановны, 1918 г. р.)

Очень интересное название у этой деревни: Жаховичи от слова «Жах», то есть ужас.

 

НАША ГИПОТЕЗА

 

Фольклор Беларуси и Волыни показывает важные особенности феномена. Иногда над могилами появляются свечения с яркостью, как у лампы. Но в описанных выше случаях это выглядит, как пар. Да ещё человекоподобный, способный перемещаться (как говорят, прыжками или скачками). Он «интерактивен»: отвечает кивком на кивок очевидца, часто пускается вслед за случайно проходящими на кладбище. Как говорят, он убивает, но, скорее всего, вампир просто «душит» человека, высасывая его «жизненные соки».

 

Столб пара на кладбище

 

Согласно фольклору Полесья (см. нашу статью «Полесский вампиризм», №13, 2021), парообразные почти невидимые фантомы по ночам появляются в хатах у кроваток детей, где шумно дышат, пыхтят, ухают, всасывая «жизненную энергию» детей, которые чахнут и в конце концов умирают.

С точки зрения науки гипотетическое объяснение имеет только свечение, которое пытаются объяснить «горением содержащих фосфор соединений, воспламеняемых от контакта с кислородом». Но в описанных выше историях нет никакого света, люди называют видения «паром». И наука объяснить это не в состоянии. Впрочем, умозрительна и народная версия, что это «душа». Это представление, видимо, появилось из той сцены в Библии, где Иисус после воскрешения появился возле своей могилы в виде светящегося субъекта. Хотя в других местах Нового Завета повторяется, что он воскрес именно телесно.

Интересная и, возможно, важная деталь: многие говорят, что «пар» над могилой не похож на покойника, лежащего там. Но в таком случае этот «пар» вовсе не из могилы, над которой он висит! Это призрак вампира-коматозника, который «питается» из свежей могилы, которую только что закопали.

Ранее в статьях я уже обращал внимание на важную подробность в трактате аббата Августина Кальме (1749): доклады депутаций, которые императрица Австро-Венгрии Мария-Тереза посылала для расследования вампиризма в Сербии (только что отвоёванной у Турции), докладывали, что после эксгумации вампира (который имеет вид живого) и его казни – его призрак ещё три ночи приходит к жертве, а после уже никогда, и жертва выздоравливает. Если «жизненной энергией», которой питается вампир, является некая «информатика матрицы тела», то получается, что она в течение трёх суток сохраняется после смерти тела.

Отсюда логичный вывод: у покойников после смерти ещё минимум 3 дня есть некая «остаточная посмертная энергия» (определение журнала «Fate»). И это – лакомая добыча для вампиров-коматозников. Они ведут себя как «падальщики». Получается, что «пар над свежей могилой» – не из этой могилы! Это вампир, который тут обозначился, чтобы «покушать», вот почему этот «пар» только над свежей могилой. И вот почему этот пар активен – нападает на проходящих людей. Всё просто: он кормится – а ему кто-то мешает это делать. Он, подобно собаке или волку, отгоняет проходящего человека, даже пытается его «душить». Отсюда общее правило, которому учит народная мудрость: ни в коем случае не приближаться к «пару» над могилой, а то он способен убить.

Согласно нашей гипотезе, свечение над могилой образуется только там, где находится вампир, потом оно набирает силу и переходит в фазу «огненного змея», который летит к дому жертвы, где залетает в трубу и уже там обретает облик фантома. А что касается описанных выше случаев, то тут вампиру не нужна фаза «огненного змея»: он уже возле своей жертвы – возле могилы свежего покойника. Вот почему он висит над этой могилой в виде «пара»: он «питается» своей жертвой.

 

Лето 2020 года, кладбище в Холлисе (Нью-Гэмпшир, США). Местный краевед Тайлер Каранасиос делал фото могил ночью и потом на снимках обнаружил парообразную фигуру, очертаниями напоминающую женщину

 

Судя по всему, этот пар действительно частично состоит из «души» покойника, но с той принципиальной разницей, что её («остаточную посмертную энергию») пожирает вампир. В трактате Кальме приводится доклад о работе «Белградской депутации» из военных, судей и медиков, которые вскрывали могилу вампира (отрывки из доклада в статье «Свечения на кладбищах» в прошлом номере нашей газеты). Там отмечено, что над могилой вампира в темноте наблюдалось свечение с силой света, как у лампы. А вот ещё несколько могил недавно захороненных жителей заподозрили в вампиризме и эксгумировали только из-за того, что над ними, как можно понять из текста, видели именно вот такой «пар». Но все тела во всех этих могилах оказались полностью разложившимися, и только в одной могиле – над которой было свечение и где был сам вампир – нашли практически живое тело, которое плавало в гробу в субстанции, похожей на сукровицу (кровь в смеси с белесой жидкостью), и у него билось сердце, и этот «мертвец», пролежавший в закопанной могиле три года (!) орал и ругался, когда ему протыкали пикой грудь и живот.

Так что, похоже, мы разгадали тайну «пара над могилой». Это вампир пожирает закопанного усопшего.

 

ЕВРЕИ И ВАМПИРИЗМ

 

Ещё один интересный аспект темы – откуда вообще вампиризм приходит в районы, где его ранее не было? Императрица Австро-Венгрии была этим крайне озабочена по той причине, что на её землях такого не знали, а вот в освобождённой от турецкого ига Сербии, как оказалось, была самая настоящая эпидемия: масса сербских деревень требовала от властей эксгумировать могилы вампиров на своих кладбищах. Расследование показало, что источником заразы является Турция: все заражения на турецкой границе, а изначальными вампирами были турки.

Откуда же вампиризм взялся у нас? Судя по всему, разносчиками вампиризма являлись в Речи Посполитой евреи. Согласно общепринятой точки зрения, евреев выгнали из Западной и Центральной Европы к нам в ВКЛ из-за какого-то «антисемитизма». Однако эти выходцы с Ближнего Востока вполне могли являться такими же «переносчиками» вампиризма, каковыми были турки в Леванте (на Балканах).

Есть документы о том, что в XII-XIII веках колонии евреев в Германии, потом переселившиеся в Польшу и ВКЛ-Беларусь, страдали от вампиризма. Так что это могло быть причиной, почему их оттуда выгнали. Но самое главное – их религиозные традиции способствовали распространению вампиризма.

В ряде регионов Полесья после появления тут еврейских анклавов настала самая настоящая эпидемия вампиризма. Для борьбы с ней литвины (ныне называющиеся беларусами) придумали – по народной мудрости, по опыту – целый ряд мер противодействия, о чём мы подробно рассказали в статье «Полесский вампиризм». Главная мера – не хоронить покойника три дня (чтобы, как теперь нам понятно, он не стал жертвой вампира, в первую очередь со стороны еврейских кладбищ). И ещё одно важное – возле гроба ставили большой таз с водой, её считали потом отравленной «душой покойника» и выливали. Это защита от вампиризма, но суть её непонятна (как и закрывание зеркал в доме с покойником). Для вампира свежий покойник в течение нескольких дней после смерти – это «лакомое блюдо», и народные традиции Полесья являются методами этому противостоять.

А вот у евреев всё иначе. На Ближнем Востоке религии установили хоронить в день смерти, так как при жарком климате тело быстро становится источником заразных болезней. Потому и турки-мусульмане, и иудеи обязаны похоронить усопшего до заката Солнца. У иудеев запрещено посещать свои кладбища (которые вынесены далеко от поселений и табу для жителей) и вообще нельзя трогать склепы и пещеры с мертвецами, что защищает биологически, но при этом создаёт просто кормушку для их местных вампиров. Еврейским вампирам не было нужды приходить в дома своей родни – они были вполне накормлены свежими похороненными телами.

В средневековой Германии немцы ничего не знали о вампирах, а вот у живших там евреев были обширные о вампирах представления. Джошуа Трахтенберг, автор классического труда «Jewish Magic and Superstition: A Study in Folk Religion» («Еврейская магия и суеверия: Исследование народной религии», Нью-Йорк, 1939), показал картину происходившего. В Древней Германии вампиры были сугубо еврейской реалией.

«К одиннадцатому и двенадцатому векам некоторые из них стали уже частью еврейской демонологии», – пишет он. Вампиры «настолько глубоко проникли в еврейский фольклор, что некоторые авторы отождествляли их с исходными демонами, чьи души были созданы в канун субботы и по причине недостатка времени остались бестелесными», указывает Трахтенберг.

В «Sefer Hasidim» («Книге благочестивых»), составленной в Германии в XII-XIII вв. несколькими поколениями раввинов, прежде всего р. Иегудой Регенсбургским (Иегуда Благочестивый, 1150?-1217) – одним из духовных наставников религиозно-мистического движения Hasidei Ashkenaz – содержатся рассказы о вампирах. Приводить их тут не будем из-за их однообразности, вот лишь один типичный:

«MS Oxford 1567, 41b.

Знай также, что была однажды ведьма, Стрия [распространённое название вампиров в то время – В.Д.], которую поймал один человек. И сказал ей: «Не пытайся из моей хватки [наверно, правильнее перевести «не вырывайся из моих рук» – В.Д.], ибо ты причинила в мире множество смертей. Что сделать мне с тобой, чтобы после смерти ты не пожирала?» И сказала ему, если увидишь в могиле с раскрытым ртом, не найти снадобья, ибо дух её будет причинять вред живым. И нет иного средства, кроме как вогнать кол ей в рот и в землю. Тогда не станет она более чинить вред. И по этой причине, надобно наполнить её рот камнями». [Перевод Сергея Шаргородского из статьи «Еврейские вампиры Средневековья»]

То есть древние иудеи тоже страдали от вампиризма и боролись с ним тем, что вскрывали могилу вампира и набивали рот камнями, вгоняли кол. И вот с этой своей «болячкой» они и мигрировали к нам и в том числе на территорию Полесья, где заразили местное население, которое стало искать методом проб и ошибок уже свои собственные способы борьбы с напастью.

 

 

Информация

  • ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ
        (обновляется!)   Теперь книги наших авторов можно купить в любой стране мира. Рекомендуем:…
  • ОКНО В ИНУЮ БЕЛАРУСЬ
      Серия исторических детективов Вадима Деружинского, действие которых происходит в середине 1930-х в Западной Беларуси,…
  • В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ
      Уважаемые читатели! Теперь нашу газету можно купить на нашем сайте в электронном виде из…
  • Новый детективный роман
        Вадим Деружинский   Черная лента     В довоенной Западной Беларуси, частью которой…
  • РАСПРОДАЖА КНИГ НАШИХ АВТОРОВ
            Уважаемые читатели! Сообщаем, что организована распродажа по существенно сниженным ценам последней…

На печатную версию нашей газеты теперь можно подписаться и онлайн: