УКРАДЕННЫЙ ПОДВИГ

 

Наталья Бурбовская

Специально для «Аналитической газеты «Секретные исследования», №23, 2020

 

Наша постоянная читательница Наталья Бурбовская прислала письмо, которое начинается с таких строк:

«Я являюсь поклонницей вашей газеты уже с 2003 года. Прочитав тогда впервые вашу газету, у меня создалось впечатление, что ваши статьи полностью подтверждают название газеты. Писем я вам ни разу не писала, но надо когда-то начинать. После того, как прочитала статью о спорности подвига Матросова-Мухамедьянова, я решила вам написать о подвиге другого советского героя, точнее о спорной ситуации – кому же посвящён монумент Воин-освободитель».

Мы публикуем интересное расследование нашей читательницы.

 

 

На фото: Памятная доска о подвиге Трифона Андреевича Лукьяновича

 

ОТКУДА ОН ВЗЯЛСЯ?

 

Хочу написать о знаменитом подвиге нашего земляка Трифона Лукьяновича, точнее – о том, кому поставлен памятник в Берлине в Трептов-парке.

Учиться я начинала ещё в советской школе (в 1987 году пошла в первый класс), поэтому застала всю советскую пропаганду. В первом или втором классе наша учительница рассказала нам про подвиг солдата, который во время боя в Берлине спас немецкую девочку, но сам погиб. В честь этого подвига был установлен памятник в Берлине, на котором изображён солдат, держащий маленькую девочку в одной руке, а во второй руке держит меч, которым рассекает свастику. Рассказали, что специально искали человека, похожего на этого солдата, чтобы сделать монумент. Позже в старших классах я узнала, что зовут этого солдата Трифон Лукьянович. До войны он работал на Минском приборостроительном заводе (на стене которого и по сей день висит мемориальная плита в честь солдата и его подвига).

Но вот в 2016 году в социальной сети «одноклассники» в одной из групп я узнаю, что памятник воину-освободителю в Берлине на самом деле установлен некому «русскому» солдату Николаю Масалову, о чём свидетельствует висящая недалеко от этого памятника мемориальная доска. Я была в шоке. И хотя была знакома с админом этой российской группы, но постеснялась спросить: откуда такие сведения? Ведь с детства я знала, что памятник установлен Лукьяновичу. Откуда вдруг взялся этот Масалов? Возможно, меня сбил с толку тот факт, что недалеко есть мемориальная доска, на которой якобы указано, кому стоит этот монумент, да и интернет на запрос «кому установлен памятник Воину-освободителю?» выдавал однозначный ответ, что монумент возведён в честь Масалова. Честно говоря, после этой информации у меня в голове была только одна мысль: неужели нам в школе врали? И даже как-то скептически уже смотрела на мемориальные плиты на здании радиозавода и на улице, названной в честь Лукьяновича. Я хотела задать этот вопрос вашей газете, но получилось, что небольшое исследование при помощи интернета провела сама.

 

ЧТО ПИШЕТ ВИКИПЕДИЯ

 

Обратимся к Википедии. Вот, что в ней написано про Лукьяновича:

«Трифон Андреевич Лукьянович (белор. Трыфан Андрэевіч Лук'яновіч; 1919, Логойский район, Минская область – 29 апреля 1945, Берлин, Третий Рейх) – белорус, солдат РККА, участник Великой Отечественной войны, в том числе Сталинградской битвы, боёв на Сандомирском плацдарме, штурма Берлина, спасший немецкую девочку во время боёв в Берлине». «Биография: Т.А. Лукьянович родился в Логойском районе. С 1939 года и до начала войны работал на Минском радиозаводе. С началом войны ушёл на фронт. Его жена и две дочки погибли в 1941 году во время бомбёжек, поэтому, вернувшись домой в 1944 году, Трифон Андреевич вновь ушёл на фронт, где и погиб». «Подвиг спасения немецкой девочки: Во время боёв в берлинском районе Трептов передовая проходила прямо по улицам. Обеим сторонам была видна мёртвая женщина, лежащая на линии огня на улице Эльзенштрассе, а рядом с ней – маленькая девочка 2-3 лет. Т.А. Лукьянович подполз к ней и дотащил до бруствера, но, передавая её в безопасное место, был ранен с поражением аорты, от чего и умер 5 дней спустя.

Борис Полевой свидетельствовал, что видел подвиг Лукьяновича собственными глазами, о чём и написал в «Правде». Спасённая девочка выжила, и она помнила белорусского солдата, который вынес её из-под огня. Несмотря на рассказ Полевого, долгое время подвиг Лукьяновича считался мистификацией либо писательской выдумкой [вот как! Так может, и «Повесть о настоящем человеке» – тоже выдумка? – Н.Б.], пока не были найдены сослуживцы Лукьяновича, которые были непосредственными очевидцами его подвига, командир и начальник штаба дивизии, где служил сержант, генералы С. Антонов и М. Сафонов. Их свидетельства, письма хранятся нынче в белорусском Музее истории Великой Отечественной войны».

Ещё в Википедии сказано про мемориальные плиты, которые установлены в Беларуси и в Германии. А также, что существует мнение, что «монумент Воин-освободитель в Трептов-парке посвящён подвигу именно Трифона Лукьяновича, а не Николая Масалова». Оказывается всего лишь «есть мнение»….

Про Николая Масалова в Википедии написано следующее:

«Николай Иванович Масалов (10 декабря 1922 – 20 декабря 2001) – советский пехотинец, старший сержант, участник Великой Отечественной войны, почётный гражданин города Берлина, города Вайсенфельса и посёлка Тяжин. Его подвиг спасения немецкой девочки 30 апреля 1945 года лёг в основу сюжета известного монумента Воина-освободителя в Трептов-парке (скульптор Евгений Викторович Вучетич)». [То есть однозначно, а не «есть мнение». – Н.Б.]

Про подвиг: «Вот что писал о событии, случившемся 30 апреля 1945 года во время взятия Берлина, маршал Чуйков:

«За час до начала артподготовки для взятия аэродрома Темпельхоф знаменщик 220-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии сержант Николай Масалов принёс знамя полка к Ландвер-каналу. …Путь к центру Тиргартена с юга преграждал глубокий с отвесными бетонированными берегами канал. Мосты и подступы к нему густо заминированы и плотно прикрыты огнём пулемётов. …До атаки гвардейцев осталось минут пятьдесят. Наступила тишина, как перед бурей, – тревожная, напряжённая. И вдруг в этой тишине, нарушаемой лишь треском пожаров, послышался детский плач. Словно откуда-то из-под земли, глухо и призывно звучал голос ребёнка. Плача, он повторял одно, понятное всем слово: «Муттер, муттер…» «Кажется, это на той стороне канала», – сказал товарищам Масалов. Он подошёл к командиру: «Разрешите спасти ребёнка, я знаю, где он». Ползти к Горбатому мосту было опасно. Площадь перед мостом простреливалась огнём пулемётов и автоматических пушек, не говоря о минах и фугасах, запрятанных под землёй.

Сержант Масалов полз вперёд, прижимаясь к асфальту, временами прячась в неглубоких воронках от снарядов и мин. …Вот он пересёк набережную и укрылся за выступом бетонированной стенки канала. И тут снова услышал ребёнка. Тот звал мать жалобно, настойчиво. Он будто торопил Масалова. Тогда гвардеец поднялся во весь рост – высокий, могучий. Блеснули на груди боевые ордена [на сайте «Будзьма беларусамi» похожее было написано и в описании подвига Лукьяновича, что ему пришлось встать в полный рост – Н.Б.]. Такого не остановят ни пули, ни осколки…

Масалов перекинулся через барьер канала… Прошло ещё несколько минут. На миг смолкли вражеские пулемёты. Затаив дыхание, гвардейцы ждали голос ребёнка, но было тихо. Ждали пять, десять минут… Неужели напрасно рисковал Масалов?.. Несколько гвардейцев, не сговариваясь, приготовились к броску. И в это время все услышали голос Масалова: «Внимание! Я с ребёнком. Прикройте меня огнём». «Пулемёт справа, на балконе дома с колоннами. Заткните ему глотку!» Тут началась артподготовка. Тысячи снарядов и тысячи мин как бы прикрывали выход советского воина из зоны смерти с трёхлетней немецкой девочкой на руках. Её мать, вероятно, пыталась бежать из Тиргартена, но эсэсовцы стали стрелять ей в спину. Спасая дочку, она укрылась под мостом и там скончалась. Передав девочку санитаркам, сержант Масалов снова встал у знамени полка, готовый к броску вперёд».

Что ж, у маршала определённо есть литературный талант...

 

НЕУВЯЗКИ

 

Мой скептицизм вызывает тот факт, что если в различных источниках в описании подвига Лукьяновича всё написано достаточно сухо, только факты (несмотря на то, что о подвиге писал и писатель Борис Полевой), то описание подвига Масалова дано слишком художественно и пафосно (почти супергерой) и с фразами «Внимание! Я с ребёнком. Прикройте меня огнём», что напоминает больше освобождение заложника в кино, а фраза «Пулемёт справа, на балконе дома с колоннами. Заткните ему глотку!» как будто взята из американского боевика. Также обращает на себя внимание то, что Лукьянович отправился спасать девочку, ни у кого не спрашивая (видимо, руководствуясь в большей степени эмоциями, потому что сам потерял двух дочек), в некоторых источниках было написано, что ему даже кричали, чтобы он вернулся назад. А Масалов не забыл по всей форме попросить разрешения (прямо идеальный советский солдат).

Что касается внешности, то, на мой взгляд (человека с художественным образованием), лицо Масалова не похоже на лицо скульптуры. Сходство у них только в причёске (но подобная причёска была у многих мужчин в те времена, и получается, что по такому признаку под сходство с памятником можно подогнать любого, даже самого автора – скульптора Вучетича). Во внешности Масалова явно видно азиатское происхождение (о чём, кстати, говорит и его фамилия). В то время как на лице монумента европейские черты.

В яндекс-картинках мне попалось фото с ссылкой на сайт «Летопись» на статью про создание мемориала в Трептов-парке монумента Воин-освободитель. Автор статьи пишет: «За время службы в группе Советских войск в Германии автору не раз приходилось бывать в берлинском Трептов-парке. И часто приходилось слышать: памятник поставлен гвардии старшему сержанту Николаю Ивановичу Масалову, бывшему знаменщику 220-го Запорожского гвардейского полка – многие сослуживцы видели, как он спас во время уличного боя в Берлине ребёнка». Но автор данной статьи больше склоняется к тому, что скульптор Вучетич воплотил «обобщенный образ советского солдата, который дошёл до логова фашистов и спас Европу от гитлеровской чумы». И далее «А вот человек, который помог ваятелю воплотить задуманное, реален. Это рядовой Одарченко».

Далее в статье описывается, как Вучетич увидел Ивана Одарченко в 1948 году на стадионе, познакомился с ним. И в дальнейшем рядового Одарченко откомандировали «в распоряжение особого подразделения – группы создателей монумента в Трептов-парке». Именно Одарченко позировал для монумента Воина-освободителя. (К сожалению, про Лукьяновича в статье ни слова).

Возникает вопрос: если памятник посвящён Масалову, то почему не пригласили самого Масалова позировать? Ведь он на тот момент был жив и, судя по тому, что дожил до 2001 года, вполне здоров. Зачем приглашать другого человека, если есть живой прототип? Внешность Одарченко не отличается особой воинственностью (если воплощать обобщённый образ советского солдата супергероя), наоборот – черты лица довольно мягкие и добрые (что и привлекло Вучетича, если верить статье). Таким образом, подтверждается тот факт, о котором нам рассказывали в школе, что для монумента специально искали человека, похожего на Лукьяновича (потому что самого Лукьяновича не было в живых).

 

ВСЁ-ТАКИ ЛУКЬЯНОВИЧ!

 

Я думаю, что раз на памятнике у солдата на гимнастёрке конкретные награды, то изображён конкретный человек со своими заслугами, а не обобщённый образ советского солдата. В противном случае, зачем их было изображать вообще? Так же в яндекс-картинках наткнулась на ещё одно любопытное фото, которое может служить доказательством, что в монументе Вучетич воплотил всё-таки образ Лукьяновича. Это фото страницы из журнала «Радио» за 1977 год со статьёй, в которой Вучетич рассказывает, что на создание монумента его вдохновил именно подвиг беларуса Лукьяновича.

Вспомнился также небольшой фрагмент из одного советского фильма о войне (кажется, это был фильм «Судьба человека»). В нём была, говоря современным языком, пасхалка, иллюстрирующая подвиг именно Лукьяновича. В фильме главный герой во время боёв под Берлином услышал плач и увидел маленькую девочку. Как и Лукьянович, никого не спрашивая (по лицу было видно, что героем двигали эмоции в данный момент), бросился к ней, взял на руки и, когда передавал своим, получил пулю в спину (судьба главного героя была похожа на судьбу Лукьяновича: он тоже потерял семью).

Возникает вопрос, если в беларуской советской школе говорили, что на монументе изображён Лукьянович, то какую версию рассказывали в других школах советских республик? Ведь утверждение, что на памятнике изображён именно Лукьянович, появилось не вчера и не во времена парада суверенитетов (когда представители других народов узнали, что у них, оказывается, тоже есть выдающиеся личности), а ещё во времена СССР, и рассказывалось об этом как о само собой разумеющемся факте, а не «есть мнение».

Вспоминая фразу, что «некоторые пытаются прихватизировать себе победу», ловишь себя на мысли, что беларусов лишают своих героев и заменяют их русскими. Ведь получается, что это невиданная роскошь, что тринадцатиметровый монумент посвящён беларускому, а не простому русскому солдату, который освободил от фашизма весь мир (в том числе неблагодарных, которые хотят жить в суверенном государстве, а не в составе РФ).

О том, что памятник посвящён Лукьяновичу, говорится в советском издании 1977 года. В интернете почти нет прижизненных фото Лукьяновича, кроме одной не очень чёткой. На которой можно рассмотреть человека с такими же мягкими и добрыми чертами лица, как и у Одарченко (если это действительно тот человек, который позировал для памятника).

 

Информация

  • ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ
        (обновляется!)   Теперь книги наших авторов можно купить в любой стране мира. Рекомендуем:…
  • ОКНО В ИНУЮ БЕЛАРУСЬ
      Серия исторических детективов Вадима Деружинского, действие которых происходит в середине 1930-х в Западной Беларуси,…
  • В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ
      Уважаемые читатели! Теперь нашу газету можно купить на нашем сайте в электронном виде из…
  • Новый детективный роман
        Вадим Деружинский   Черная лента     В довоенной Западной Беларуси, частью которой…
  • РАСПРОДАЖА КНИГ НАШИХ АВТОРОВ
            Уважаемые читатели! Сообщаем, что организована распродажа по существенно сниженным ценам последней…

На печатную версию нашей газеты теперь можно подписаться и онлайн: