Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ
«Аналитическая газета «Секретные исследования», №23, 2017
Когда Сталин в 1939 году подарил Виленщину Республике Летува, там литовцы составляли всего 2,5% населения, а поляки и беларусы – 85%. Однако после войны там беларусов оказалось всего лишь несколько процентов (около 20-30 тысяч). Возникает вопрос: куда исчезли беларусы Виленщины?
Есть такой документ Российской империи: «Статистическая таблица Западно-Русского края по исповеданиям. Составлена при Министерстве внутренних дел, под заведованием и ближайшим руководством Д.С.С. Батюшкова Генерального Штаба Подполковником Риттих. С.-Петербург 1864 г.». В графе «Виленская губерния» беларусов – 147,504 православных и 270,785 католиков, это 418,289 человек. Сегодня их потомки должны были составлять намного больше миллиона беларусов. Так куда же они делись?
Загадка решается просто – они с 1870-х годов были ассимилированы в литовский (жмудский) этнос. Частично – в польский. Прекрасной иллюстрацией этому являются банкноты Республики Летува, на которых изображены национальные герои этого государства. Почти все они – урождённые беларусы.
50 ЛИТ
Возьмём банкноту номинальной стоимостью в 50 лит, на которой, как гласит официоз Летувы, изображен «ученый и политик, патриарх литовского национального возрождения» Йонас Басанавичюс. Он знаменит тем, что 16 февраля 1918 года подписал акт «восстановления литовской государственности». Однако сама формулировка ненаучна: жмуды – это не литвины, Жмудь никогда не была Литвой, никакой государственностью никогда не обладала – была лишь автономным княжеством Жемойтским в ВКЛ, а потому никакого восстановления жмудской государственности и быть не могло.
Кто же такой сей Йонас Басанавичюс? Он родился на Гродненщине в 1851 году, умер в Вильно в 1927 году. В ведомостях Министерства внутренних дел Российской империи фигурировал как «белорус» с чисто беларуской фамилией на «-ович»: это урожденный Иван Басанович. В польских документах он значился как белорусин Jan Basanowicz. Интересно, что он в 1879-1882 годах служил врачом и заведующим больницей в Лом Паланке (Болгария), потом в 1884-1905 годах работал в больницах Варны и других городов Болгарии, участвовал в деятельности Болгарской демократической партии. В Варне назвали улицу в его честь: улица «Д-р Иван Басанович». Обратите внимание: в Болгарии его тоже знали исключительно как беларуса.
Однако в начале 1890-х Иван Басанович увлёкся концепцией, что старое название беларусов – литвины, при этом совершенно неверно понял литвинизм как жмудизм – из-за заблуждения о том, что Жмудь якобы и была единственной Литвой. В итоге превратился в пропагандиста этого заблуждения и стал автором жмудских национальных мифов. Он искренне считал, что все беларусы – это в прошлом до русификации жмуды (которых он ошибочно называл «литовцами»). Вот так беларус из-за невежественного и смехотворной ошибки породил государственность Жмуди в форме Республики Летува.
Надо заметить, что в ту эпоху это заблуждение было весьма массовым, и сегодня уже трудно судить, сколько беларусов добровольно пошли на жмудизацию. Видимо, сотни тысяч, ведь даже Ленин путался в этом вопросе национальной идентичности беларусов и предпочёл создать Лит-Бел ССР, не в силах разобраться в этой непонятной каше. А руководство Лит-Бел полагало, что вся Западная и Центральная Беларусь (без Брестчины) – это ополяченные или русифицированные жмуды, а Восточную Беларусь следует передать в РСФСР. Ленин пошёл на поводу таких представлений – ведь жмудские националисты видели в РСФСР союзника в противостоянии с Польшей.
Сегодня наука знает, что эти представления строились на чудовищной ошибке. Беларусы – не славянизированные восточные балты жмуды, а славянизированные западные балты ятвяги-радимичи, кривичи, дреговичи. Именно западные балты стали главной вместе с готами и сарматами основой для славян и славянского языка (потому и легко славянизировались), а вот язык восточных балтов был иным – архаичным. И самое главное: жмуды, ныне называемые «литовцами», являются очень юным народом – лишь в VIII-X веках отпочковались от латышей в отдельную общность и заселили свою территорию, точно совпадающую с Республикой Летува в границах 1920-1939 годов. К беларусам-литвинам они никакого отношения не имеют, а генетически отпочкование от латышей, которые наполовину финны из-за смешения с ливами и другими местными финскими народами. Всего этого Иван Басанович не знал…
5 ЛИТ
На денежной единице Республики Летува номинальной стоимостью в 5 лит изображен «литовский языковед, «отец» литовского литературного языка» Йонас Яблонскис (1860-1930 – умер в столице Республики Летува Каунасе). Именно он на рубеже веков придумал называть жмудский язык (так он назывался в донесениях генерал-губернатора Муравьёва царю, тот докладывал, что «перевёл жмудский язык на кириллицу») – фантастическим «литовским языком».
Сегодня наука разоблачила и этот миф. В Средние века литовским языком называли язык литвинов, а не литовцев (само слово «литовец» юное, в эпоху ВКЛ его не было). А литвины Литвы, как было выше сказано, это по субстрату западные балты, а не восточные. Западнобалтский язык по определению не имеет никакого отношения к восточнобалтскому жмудскому, пусть и объявленному сейчас как «литовский» – отпочкованию от латышского языка. В Литве литвины говорили на западнобалтском языке – потому жмуды в XV веке и не пожелали стать частью Литвы и настояли иметь свою автономию в ВКЛ, они этнически были другими – восточными балтами, отпочкованием от латышей. И говорили на языке, который, повторяю, был отпочкованием от латышского языка.
Но какое отношение Латвия имеет к ВКЛ и литвинам? Да никакого! К жмудам имеет, к литвинам – нет. Но вот в упомянутой выше «Статистической таблице Западно-Русского края…» 1864 года латыши как раз названы как часть «Литовского племени»! Это вообще забавно: латыши, оказывается, это литовцы и литвины Литвы! Действительно, полная каша…
Так вот в Летуве не отрицают, что сей Йонас Яблонскис – это урожденный беларус Иван Яблонский (так он фигурировал тогда в документах). Впрочем, это даже любому обывателю с первого взгляда очевидно, так как фамилия от славянского слова «яблоня».
2 ЛИТА
На денежной единице в 2 лита изображен «историк, просветитель, епископ Жемайтии» Мотеюс Валанчюс. В Летуве не отрицают, что это урожденный беларус Матвей-Казимир Волончевский (1801-1874 – умер в Ковно).
Самое смешное в том, что при своей жизни он ещё не знал, что Литву следует называть «Белоруссией», а Жмудь надо называть «Литвой». По булле Папы Римского Пия IX и указу царя в марте 1850 года стал католическим епископом Жемайтии (Самогитская губерния в составе Российской империи, потом точно так в своих границах – Республика Летува 1920-1939). В 1848 г. издал двухтомное историографическое исследование «Жемайтская епархия». Не литовская. Автор книги «Друг жмудских детей» – не литовских. Задним числом ему приписали, что он якобы деятель «литовской культуры», когда на самом деле он всё, что делал, относил чисто к ЖМУДСКОЙ культуре, а под термином «Литва» понимал Беларусь.
Напомню, что когда царизм захватил ВКЛ-Беларусь, то создал в оккупированных землях среди прочих две новые губернии: Самогитскую – территория Республики Летува 1920-1939 – и Литовскую губернию в составе областей Гродненской, части Минской, части Брестской, Виленской и Белостокской. Вот что в царской России официально считалось Литвой – а вовсе не нынешняя Республика Летува, в Российской империи – Самогитская губерния. Поэтому изображённый на купюре в 2 лита Матвей-Казимир Волончевский (якобы Мотеюс Валанчюс) никак не мог путаться в том, что называть Литвой – ибо ко всему прочему Литовская епархия находилась на территории этнических беларусов (Белосток, Гродно, Минск, Брест, Вильно, Лида, Новогрудок), а его Жемойтская епархия находилась на территории Жемойтии – не Литвы даже по самому названию этой епархии!
1 ЛИТ
На денежной единице в 1 лит изображена «литовская писательница Жемайте, она же Юлия Бенюшевичюте-Жимантене». В Летуве не отрицают, что это урождённая беларуска Юлия Бенюшевич (1845-1912).
Из безземельных дворян. С 1864 года эта беларуска служила у помещиков няней и горничной. В 1865 году вышла замуж за жмуда Лауринаса Жимантаса, бывшего крепостного (в замужестве фамилия Жимантене). Около тридцати лет вместе с мужем занималась сельским хозяйством. Под влиянием Повиласа Вишинскиса написала первый рассказ «Сватовство», который был напечатан в жмудском календаре на 1895 год. Издатели изменили название рассказа на «Осенний вечер» и дали автору псевдоним «Жемайтийка». Уже смешно: при чём тут этнически литовское и Литва, если её определили как этнически из Жмуди?
Сегодня демагоги Летувы фантазируют: дескать, жмудь Жмудов (отпочкование от латышей) просто была частью Литвы. Но в таком случае что же есть сия такая Литва? И почему точно так не могут быть её частью беларусы Беларуси, которые и назывались тогда конкретно литвинами, а вовсе не какими-то жмудами?
Самый лживый и самый главный тезис летувисов заключается в том, что якобы Литва состояла из двух частей – Жемойтии и Аукштайтии. Так вот ложь эту разоблачил персонаж со следующей купюры в 100 лит.
100 ЛИТ
На денежной единице в 100 лит изображен «историк, основоположник литовской национальной историографии» Симонас Даукантас. Но вот как интересно: там не отрицают, что это урожденный беларус Шимон (Симон) Довконт (1793-1864).
Удивляет, почему его причислили к «национальным героям», когда он на деле одиозный разоблачитель мифов Республики Летува. Ещё в студенческие годы написал сочинение «Деяния древних литовцев и жемайтов», где чётко отличал древних литовцев (ныне беларусов) от жемайтов (ныне именуемых литовцами). Издал фольклорный сборник «Песни жмудские» – отделяя фольклор Жмуди от фольклора Литвы-Беларуси.
Но самое интересное в его творчестве – он автор изданной в 1838 году «Istorija zemaitiska», а в 1845 году – книги «Обычаи древних литовцев, аукштайтов и жемайтов». Это вообще бомба под представления Республики Летува, что Литва якобы – лишь название смеси аукштайтов и жемайтов. Ведь тут на самом деле оказывается, что есть ещё и настоящие древние литовцы, которые к населению Республики Летува (жмудам и аукштайтам) никакого отношения не имеют и ныне называются беларусами. Фактически в представлениях автора нынешние «литовцы» – не Литва (аукштайты и жемойты), а истинными древними литовцами автор называет только беларусов.
Перед публикацией этой статьи я обратился к коллегам из Летувы: правильно ли я тут всё излагаю? Они ответили, что я якобы неверно передаю название книги: там якобы должна быть не запятая, а двоеточие: «Обычаи древних литовцев: аукштайтов и жемайтов». На самом деле в Википедии в статье о Симоне Довконте (Симонас Даукантас) три раза повторяется название книги как раз именно с запятой – а не с двоеточием:
1) «В Санкт-Петербурге создал основные труды – историческое исследование «Обычаи древних литовцев» («Būdas senovės lietuvių, kalnėnų ir žemaičių»)».
2) Из его четырёх трудов по истории Литвы при жизни был издан только один – «Būdas senovės lietuvių, kalnėnų ir žemaičių» («Обычаи древних литовцев, аукштайтов и жемайтов») (1845).
3) Būdas senovės lietuvių, kalnėnų ir žemaičių (Обычаи древних литовцев, аукштайтов и жемайтов) (1845).
Ну и где же тут двоеточие?
***
РЕКЛАМА
Что такое токен? Вашему вниманию представлено описание токен Jacarta для ЕГАИС. Здесь также имеется объяснение, что лучше – рутокен или етокен.