САМОВОЗГОРАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

 

 

Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ

«Аналитическая газета «Секретные исследования», №11, 2009

 

Вот уже триста лет ученые бьются над загадкой спонтанного самовозгорания человека (ССЧ). Это поистине жуткий феномен: ни с того ни с сего, без видимых причин человек оказывается охваченный пламенем - и через несколько секунд от него остается только кучка пепла. Одежда и расположенные рядом предметы, как правило, находят неповрежденными. Многие отрицают само существование ССЧ, однако лишь за последние 100 лет описано более двухсот подобных случаев...

 

 

Свою известность этот феномен обрел благодаря усилиям Чарльза Диккенса, который в романе "Холодный дом" описал смерть мистера Крука - он сгорел «сам по себе» в запертой комнате. Диккенс стал первым серьезным исследователем ССЧ: служа судебным репортером, он собрал тридцать историй о феномене и выделил, как он считал, общие для всех случаев признаки. Это «маслянистые осадки, голубое пламя и нетронутые конечности тела».

Самовозгорание человека описывали в своих произведениях и другие авторы XIX века: Вашингтон Ирвинг ("История Нью-Йорка"), Томас де Квинси ("Исповедь курильщика опиума"), Марк Твен ("Жизнь на Миссисипи"), Герман Мелвилл ("Редберн"), Оноре де Бальзак ("Кузен Понс"), Эмиль Золя ("Доктор Паскаль"). У Гоголя в романе "Мертвые души" помещица Коробочка жаловалась, что у нее "сам по себе" сгорел "преискусный кузнец".

 

ФАКТЫ

 

Первый известный пример спонтанного самовозгорания датируется июнем 1613 года. Оно произошло в британской деревушке Крайстчерч в Доросте. Проснувшись во время грозы, женщина нашла своего зятя и маленькую внучку сгоревшими до смерти в постели. Тело мужчины продолжало гореть даже после того, как его вынесли из комнаты, и так продолжалось три дня, пока труп не сгорел дотла.

В Цезине (Италия) в 1731 году одна аристократка отправилась спать, почувствовав "подавленность и тяжесть". На следующее утро ее останки были найдены у кровати.

Служанка описывала увиденное так: "Этот ужасающий труп лежал на полу. В метре от постели виднелась горка золы. Ее ноги, по-прежнему в чулках, остались целы, между ними покоилась полуобгоревшая голова. Почти все тело ее превратилось в пепел. Маленькая масляная лампа на полу была покрыта сажей, масло в ней выгорело. От двух стоявших на столе свечей остались только фитили, а свечное сало исчезло".

Окна и другие части комнаты покрывал толстый, зловонный слой сажи, а по стеклу стекала маслянистая желтая жидкость. «Но вокруг тела повреждений от огня почти не было. Постель практически не была затронута пламенем, и создавалось впечатление, что жертва только что встала с кровати и стояла, когда произошло несчастье».

Надо заметить, что и во многих других подобных случаях тоже обнаруживались желтое маслянистое вещество и черная сажа, которые судебная экспертиза определяла как продукты горения тела. Желтое масло - это растопленный человеческий жир, который конденсируется на более холодной поверхности, - например на оконном стекле.

«Британский медицинский журнал» сообщил 21 апреля 1888 года, что 19 февраля на сеновале шотландского города Абердин был обнаружен труп мужчины - отставного 65-летнего солдата. По словам д-ра Маккензи Бута, все его тело сгорело, "...обе кисти и правая ступня отгорели и упали сквозь прогоревший пол в стойло внизу, а превратившееся в сальные угольки лицо сохранило свои черты". Сухая солома вокруг трупа почему-то не воспламенилась.

"Бостонский журнал медицины и хирургии" опубликовал сообщение практикующего врача доктора Б.Х. Хартвелла. Он писал, что Эйере (штат Массачусетс, США) 12 мая 1890 года его вызвал в открытое поле мальчик, кричавший, что его мама загорелась. Доктор обнаружил женщину, «охваченную пламенем от брюшной полости до поясницы. Кости ее уже обнажились и тоже горели, так что думать о ее спасении было слишком поздно. Огонь сбили, засыпав туловище землей, чтобы прекратить доступ кислорода. Несмотря на чрезвычайную жару, шляпа, листья и другие предметы на земле рядом со сгоревшей женщиной остались целы. Никакой явной причины возгорания не было».

Индийская газета «Мадрас мейл» 13 мая 1907 года рассказала о том, как двое полицейских внесли в зал суда города Динапора еще дымящиеся останки женщины, сгоревшей при весьма странных обстоятельствах. «Комната, в которой она сгорела, не пострадала от огня, так же, как и одежда, в которой были останки сгоревшей».

А вот, пожалуй, самый известный случай, который упоминается во многих книгах о паранормальном. 1 июля 1951 года в Санкт-Петербурге (штат Флорида, США) умерла шестидесятисемилетняя Мэри Ризер. Женщину видели живой накануне вечером, - а спустя лишь несколько часов обнаружили всего несколько кусков костей и одну неповрежденную ступню. Все остальное сгорело дотла, хотя квартира женщины осталась почти в полной сохранности. Ни полиция, ни агенты ФБР не смогли установить причину ее гибели.

11 ноября 1990 года на границе Саратовской и Волгоградской областей неподалеку от города Жирновска сгорел пастух Бисен Мамаев. Температура воздуха была около нуля градусов. Согласно протоколу, "помощник пастуха, отвлекшись ненадолго, обнаружил обгорелое тело Мамаева, лежащее на земле без всяких признаков борьбы или противодействия огню. Смерть, вероятно, наступила мгновенно в результате резкого обугливания тела". Согласно результатам вскрытия, самый страшный ожог был в районе позвоночника и внутренних органов, а кожа лишь обуглилась и почернела. Фуфайка и сапоги остались неповрежденными, как и охапка сена, на которой сидел Мамаев.

Любопытные подробности сообщил напарник погибшего пастуха:

«Я прогнал часть стада вперед. Когда я вернулся за своим другом, я застал его в сидячем положении. Он был черен, как уголь. Я бросился бегом в ближайшую деревню за помощью. «Скорая помощь» прибыла часа через три-четыре. Мы поехали к покойнику. Однако когда тело положили на деревянные носилки - они задымились. Тело сняли с носилок - помост был обуглен. Пришлось прождать еще какое-то время, пока самовозгорание закончилось».

Напарника погибшего милиция обвинила в убийстве и задержала. Но патологоанатомы, исследовавшие тело, сделали вывод, что совершить убийство таким путем невозможно. В протокол записали: умер, упав в костер. Хотя никакого костра рядом не было.

15 декабря 1998 года "Комсомольская правда" опубликовала заметку "Бабушка вспыхнула сама собой!". Во французской деревне Экмовиль "...в доме, посреди комнаты, где всегда стояло кресло, на котором любила сидеть престарелая хозяйка, были обнаружены только кучка пепла и левая ступня, обутая в домашний тапок. Полицейский протокол гласит, что все остальные вещи в комнате остались нетронуты огнем - лишь кое-где слегка пожелтели обои. Сгорели хозяйка, кресло и пол в радиусе 1 метр 20 см вокруг. Мистика полная. Для того чтобы сжечь тело до пепла, необходимо в течение полутора часов поддерживать температуру в 800 градусов. Ясно, что все строение полыхнуло бы сразу..."

Интересны случаи, в которых жертвам самовозгорания удалось выжить. Но и они не могут назвать причину явления.

В 1835 году профессор Джеймс Хэмилтон с математического факультета университета Нэшвилла почувствовал боль в левой ноге. Из нее, словно из зажигалки, бил яркий язык пламени высотой около 10 сантиметров. Профессор зажал его ладонями, и пламя исчезло.

15 ноября 1974 года коммивояжер Джек Эйнджел ночевал в своем фургоне в мотеле "Рамалла Инн" (Саванна, штат Джорджия, США). Утром он увидел, что его правая рука покрылась волдырями и как бы тлеет. Следом загорелись грудь, нога, лодыжки и спина. Несмотря на ожоги, он не ощущал боли. Эйнджел вошел в мотель и упал без сознания. Очнулся он в больнице - и уже ощущал дикую боль во всем теле. Руку и часть предплечья, прогоревшие до кости, врачам пришлось ампутировать.

19-летний некурящий программист Поль Хейс загорелся 25 мая 1985 года прямо на улице в Лондоне. "Меня словно сунули в печь, - вспоминал он, - как будто кололи руки раскаленными кочергами. Щеки пылали, уши онемели, грудь бурлила, как вскипевший чайник. Казалось, даже мозг кипит! Я хотел бежать - но разве спасешься от внутреннего огня?" Он лег на землю и сжался в клубок. Через полминуты пламя исчезло. Хейз пошел в Лондонскую городскую больницу, где ему обработали ожоги.

Как справедливо отмечают многие исследователи феномена, трудно представить самовозгорание тела, состоящего на две трети из воды. Ученые, отрицающие ССЧ, указывают, что чтобы сжечь покойника в крематории, требуются температура 1300 градусов и время не менее четырех часов. Но и в этого мало: необходимо дополнительно дробить обугленные кости скелета, чтобы превратить их в пепел.

Здесь же все протекает иначе. Быстро или иногда почти мгновенно. Горение идет изнутри тела, а не снаружи - поэтому остается целой одежда и окружающие предметы. Температура при этом огромна: в одном из случаев череп жертвы самовозгорания сжался до размеров кулака.

 

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ГИПОТЕЗЫ

 

Многие скептики полагают, что нет таких химических и физических процессов, которые бы смогли вызвать подобное горение изнутри тела. Однако некоторые ученые думают иначе. Например, в 1986 году журнал «Нью сайентист» опубликовал мнение доктора Элфорда, крупнейшего в Великобритании специалиста по взрывчатым веществам:

«Анаэробное брожение в кишечнике подчас приводит к образованию огромного количества горючего газа. К примеру, потребление яиц, особенно богатых фосфолипидами, добавляет к нормальному содержанию в человеческом организме метана и водорода значительный объем фосфина - и что еще хуже - фосфорного дигидрида, таким образом наделяя газ свойством самопроизвольного воспламенения, что ведет к взрыву».

Элфорд делает однозначный вывод: «При определенном стечении обстоятельств и соответствующем биохимическом состоянии тела может произойти спонтанное возгорание».

Лично мне это объяснение кажется сомнительным, поскольку несостоятельным оказалось и аналогичное объяснение свечения над некоторыми могилами на кладбище тем, что, дескать, «это сгорает выделяющийся при разложении тела фосфор». На могильниках скота, где концентрация мертвой плоти просто чудовищна, нет никаких свечений - как нет и спонтанных самовозгораний.

Еще при Диккенсе было распространено другое подобное объяснение: мол, «самовоспламеняются только горькие пьяницы, так пропитавшие свой организм спиртом, что столь жуткий конец является для них закономерным финалом». В ответ химик Юстус Либих в 1844 году заметил, что «не все погибшие от ССЧ были хроническими алкоголиками» и что «защитники теории самосгорания ведь соглашаются с тем, что самосгорание бывает часто с людьми, которые не употребляют спиртных напитков».

В 1848 году доктор Штрубель из Гиссенского университета предположил, что «в теле жертвы под воздействием накопившегося электричества вода может разложиться на водород и кислород, образуя гремучий газ». Дальнейшие опыты показали, что это невозможно, да к тому же вело бы к взрыву, а не горению.

Одно из очевидных объяснений, которое в первую очередь приходит в голову, - это воздействие молнии или шаровой молнии. Внешне жертвы удара молнии кажутся похожими на жертв ССЧ: одежда не повреждена, а тело внутри сгорело. Но свидетельства очевидцев расходятся с этим объяснением.

Что касается шаровой молнии, то по причине самой ее неизученности трудно что-либо судить. Одна из современных гипотез состоит в том, что «внутри человеческого тела может образовываться шаровая молния, которая обладает большим запасом ядерной энергии, сосредоточенным в небольшом объеме. Затем эта невероятная энергия высвобождается, что вызывает взрывную тепловую реакцию, которая быстро уничтожает тело».

Последней попыткой «рационального объяснения» стала нашумевшая «теория свечи». Но и она оказалась несостоятельной. Британская исследовательница аномальных явлений Дженни Рендлз пишет об этой гипотезе:

«Она стала известна как "эффект фитиля" или "эффект свечи". Человеческое тело можно рассматривать как своего рода свечу. Кости - это аналог фитиля; человеческий жир окружает их точно так же, как сало свечи окружает фитиль. Если есть источник возгорания, - к примеру, когда человек во время сердечного приступа уронит сигарету на одежду, - тогда может вспыхнуть огонь. Если по какой-то причине жертва не погасит огонь (например, если человек пьян или уже мертв), то пламя начнет разрастаться. Если человек находится в комнате один много часов, постепенный процесс горения медленно превратит кости в пепел, а человеческий жир растопится. Фактически тело сгорит в печи, которой оно само и является. За отсутствием канала, отводящего излучаемое тепло наружу, от огня пострадает в первую очередь тело жертвы.

Эта теория весьма изящна и выглядит правдоподобной. После того как в апреле 1989 года телекомпания Би-би-си показала документальный фильм, подтверждавший эту рациональную гипотезу, ССЧ, казалось, вышло из рубрики паранормальных явлений. Однако недавние события наводят на мысль о том, что подобный вывод может оказаться преждевременным.

...В 1989 году во время показа документального фильма о ССЧ по Би-би-си мы с Питером Хоугом уже работали по семилетней программе изучения спонтанного самовозгорания.

Она началась с того, что полиция попросила нас принять участие в расследовании случая в Чешире. В январе 1985 года в колледже Холтана в Уиднесе умерла юная девушка. Ее охватило пламя, когда она спускалась по ступенькам, на глазах у нескольких свидетелей, пришедших в ужас при виде этого зрелища. Хотя следователь решил, что это был просто несчастный случай, что одежда на девушке воспламенилась от случайной искры из-за тяги в лестничном колодце, - мы сомневались в правомерности этой версии. Мы натолкнулись на серьезные вопросы, оставшиеся без ответа, и обнаружили любопытные материалы пожарного департамента».

Оказалось, что, согласно этим материалам, самовозгорания происходят за весьма короткий промежуток времени - настолько короткий, что для реализации «теории свечи» просто нет места.

 

ПАРАНАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА

 

Ценность «не рационального» подхода в данном случае заключается в том, что он рассматривает ССЧ не как самостоятельный феномен, а как лишь одно из проявлений целого ряда аналогичных феноменов.

Прежде всего следует вспомнить о пирокинезе - зажигании предметов усилием воли. Возможно, пирокинез - лишь выдумка журналистов, однако в прессе постоянно появляются рассказы о нем. Вот некоторые.

«В начале 1982 года десятилетний итальянец Бенедетто Сепино, живший в курортном городке Формия неподалеку от Рима, обнаружил, что он может воспламенять предметы, всего лишь сосредоточенно глядя на них. Первым загорелась книжечка комиксов, которую Бенедетто читал в приемной дантиста. На следующее утро его мать, неожиданно пробудившись, увидела, что постельное белье на кровати сына горит, а сам он весьма болезненно (хотя и несерьезно) обжегся, не успев даже проснуться. Потом прямо в руках дяди Бенедетто, Эразма, вспыхнула какая-то безделица из пластмассы, а за ней последовали все горючие предметы. Везде, где появлялся юный Сепино, за ним приходил огонь. Мебель, обивка, все вещи в доме постоянно тлели, страницы книги вспыхнули, едва он прикоснулся к ним кончиком пальца. Свидетели говорили даже, что в такие моменты сами руки у мальчика начинали неестественно светиться.

Встревоженные родители начали таскать Бенедетто по докторам, и как только скепсиса у врачей поубавилось - с демонстрацией силы мальчика, - он стал объектом пристального интереса светил итальянской медицины. Один полагал, что источником его силы является статическое электричество, хотя доктор Джованни Баллезио, декан медицинского факультета в Римском университете, весьма в этом сомневался. Другой профессор, Марио Скунио из Тиволийского центра общественной медицины, заявил, что тесты не выявили никаких отклонений от нормы в организме ребенка. Со своей стороны, Бенедетто был немного ошеломлен тем вниманием, которое привлекли к нему происшествия, по его мнению, совершенно случайные. "Я ведь не хочу, чтобы вещи горели. Но что я могу поделать? - говорил он в интервью одной римской газете. - Я просто гляжу на них, они вспыхивают и сгорают"».

Вот еще случай. В 1921 году тринадцатилетний мальчик, живший в Будапеште, несколько раз заставлял полыхать вещи в доме, когда сердился, а во время его сна над его телом полыхали маленькие огоньки, иногда поджигая подушку. Или: в 1934 году у другого подростка, Анны Монаты из Триеста в Италии, потрескивающие огоньки сверкали над телом, когда она спала. В этих случаях так же, как с Бенедетто, дети заявляли, что никак не властны над странными возгораниями, которые случаются в их присутствии.

В 1991 г. Саманта Пайпер, двадцатилетняя сестра милосердия, работавшая в доме престарелых в Брентвуде, графство Эссекс, была обвинена в убийстве старухи, находившейся на ее попечении. Ее однажды утром обнаружили объятой пламенем другие сиделки. Заметив, что вещи часто и необъяснимо вспыхивали именно в присутствии Саманты Пайпер, и учитывая, что она лечилась от душевного расстройства, суд заключил, что она и подожгла свою подопечную в приступе злобы. Хотя Пайпер и отрицала это, при вынесении своего вердикта судьи явно проигнорировали, что восемь пожаров в жилом комплексе Брентвуда произошли в предыдущие несколько месяцев, причем за некоторые из них (что признал даже сам прокурор) обвиняемая никак не могла отвечать.

Здесь просматривается связь с полтергейстом, одна из фаз которого - огненная: спонтанно самовозгораются предметы, оказавшиеся в «фокусе внимания полтергейста». Пламя - тоже, как и в ССЧ, голубое, «как не настоящее», почти не жжет поднесенную руку. А «фокусными лицами» полтергейста являются подростки периода полового созревания и больные эпилепсией.

Вполне резонно предположить, что и в «огненной фазе» полтергейста, и в ССЧ работают некие схожие силы неизвестной природы. А поскольку в отношении полтергейста есть новая «нерациональная» гипотеза, то можно попробовать «приложить» ее и в отношении феномена ССЧ.

Суть полтергейста - это манипуляции с причинно-следственными связями и с самой информационной сутью материи. Манипуляции эти возможны только в том случае, если сам наш мир - лишь виртуальная материя внутри другой материи высшего порядка (только в таком варианте можно манипулировать информатикой нашей реальности). А в общепринятой пока картине «единоуровневого материального мира» невозможен ни полтергейст, ни вообще другие аномальные явления (к которым относится и ССЧ): они, по сути, лишь информационные сбои.

Этот подход - совершенно материалистический и ни в чем не противоречит современной научной философии. Все отличие только в том, что, по традиционным представлениям, вся материя Вселенной едина, а этот подход допускает наличие виртуальных подуровней Вселенной (созданных или Природой, или Творцами - Древними Цивилизациями, как предполагал Станислав Лем в своей знаменитой «Космогонии»). Так вот в этих виртуальных подуровнях (где, согласно Лему, Творцы создали тепличные «заповедники» для развития юных цивилизаций) - и должны ТЕОРЕТИЧЕСКИ наблюдаться подобные аномалии типа полтергейста и ССЧ. Таким виртуальным «заповедником» вполне может быть наша Солнечная система, а звездное небо - лишь бутафория или уже иной уровень материи, соединенный с нами только шлюзом. Это объясняет и другую главную загадку - странное «молчание Вселенной», хотя Вселенная должна содержать следы жизни других Цивилизации - но этих следов мы почему-то не видим.

Как кажется, причина аномальных явлений в том, что работа Процессоров, ответственных за нашу виртуализацию, построена на информатике системы ОБРАЗОВ (в будущем наши компьютеры тоже будут построены на образах, а не на бинарной системе, как сегодня). А образы являются одновременно и элементом человеческого мышления. Отсюда и все сбои, накладки.

Давайте взглянем непредвзято: разве полтергейст встречается где-то в живой и неживой Природе - вне присутствия разума человека? Нет. Точно так у животных нет вампиризма (о котором мы писали ранее, и, кстати, феномен «огненного змея» - тоже нечто ОГНЕННОЕ). Нет у животных и левитации, и пирокинеза - хотя если бы это было «рациональным», то Эволюция обязательно наградила бы какие-то виды специализацией в этих возможностях. Наконец, почему ни один исследователь ССЧ не обратил внимания на то вопиющее обстоятельство, что неизвестен НИ ОДИН случай спонтанного самовозгорания лошади, свиньи, рыбы, мухи?

Напомню слова доктора Элфорда, которые приводил в начале статьи: «Анаэробное брожение в кишечнике подчас приводит к образованию огромного количества горючего газа. К примеру, потребление яиц, особенно богатых фосфолипидами». Однако многие виды, например, змей специализируются именно на поедании птичьих яиц. Почему же у них нет спонтанного самовозгорания?

Я предлагаю такую гипотезу, которая, конечно, может показаться фантастической. Импульсом для ССЧ становится сама человеческая мысль, возможно, фокус внимания на каком-то недомогании внутри тела - и создание образа, который входит с конфликт с «Процессором Творцов» и вызывает некое «короткое замыкание» в информатике нашего тела. Начинает работать вовсе не «внутриядерная освобожденная энергия» (что в таком объяснении вело бы к ядерному взрыву тела), а НЕЧТО ИНОЕ. Из области причинности. Количество выделяемой при ССЧ энергии определяется не наличием объема вещества для этого (чего мало для ССЧ при горении от всех физико-химических причин и с огромным избытком много для атомной реакции). А определяется лишь задачей УНИЧТОЖЕНИЯ органов, где произошло «короткое замыкание» в информатике тела. Поэтому никогда энергия сжигания ССЧ не избыточна или не недостаточна, а в случаях выживших от ССЧ люди, очевидно, сумели вовремя перестроить свои переживания и образы - что остановило «короткое замыкание» и спасло им жизнь.

Уместно вспомнить и книгу «Бытие» «Ветхого Завета», где создание нашего Мира описано, как создание Богом виртуальной реальности. Творец дал живым тварям только «дух» (управляющий биологией тела), а человеку кроме «духа» дал еще и «душу» (другой сегмент виртуализации, управляющий уже сознанием). Поскольку у животных нет случаев самовозгорания и они есть только у человека, то можно предположить, что у человека каким-то образом иногда эти библейские «дух» и «душа» входят в плане информатики Творца в конфликт, вызывая такое «короткое замыкание», как ССЧ.

Но все это, конечно, - только предположения...

 

***

 

РЕКЛАМА

 

 

Если вы мужчина в теле, то мы предлагаем вам заглянуть в интернет магазин "Силквэй мода". На сайте  https://silkway.moda/category/dlya-zhenshchin/bolshie-razmery/  представлен широкий выбор одежды больших размеров высокого качества по самым привлекательным ценам.

 

Информация

  • ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ
        (обновляется!)   Теперь книги наших авторов можно купить в любой стране мира. Рекомендуем:…
  • ОКНО В ИНУЮ БЕЛАРУСЬ
      Серия исторических детективов Вадима Деружинского, действие которых происходит в середине 1930-х в Западной Беларуси,…
  • В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ
      Уважаемые читатели! Теперь нашу газету можно купить на нашем сайте в электронном виде из…
  • Новый детективный роман
        Вадим Деружинский   Черная лента     В довоенной Западной Беларуси, частью которой…
  • РАСПРОДАЖА КНИГ НАШИХ АВТОРОВ
            Уважаемые читатели! Сообщаем, что организована распродажа по существенно сниженным ценам последней…

На печатную версию нашей газеты теперь можно подписаться и онлайн: