НЕТЛЕННЫЕ ТРУПЫ

 

Валентин Петришин, г. Гомель

Специально для «Аналитической газеты «Секретные исследования», №7, 2009

В естественных условиях иногда случается так, что трупы не подвергаются разложению. Есть места, где гнилостные микроорганизмы не могут существовать - там, куда не проникают воздух и влага: глинистой или сухой песчаной почве. Есть и другие условия, при которых нет места для гнилостных микроорганизмов. В этих случаях происходит естественная мумификация трупов, т. е. естественная консервация. В этом отношении идеальны пустыни, где жара и ветер быстро превращают труп в мумию. Неудивительно, что в пустыне Сахаре находили хорошо сохранившиеся трупы купцов и путешественников.

МУМИИ И МОЩИ СВЯТЫЕ

Церковников нельзя обвинить в том, что они плохо знали свою паству. Им известно много способов, с помощью которых прихожан можно чаще привлечь в храм божий, а, следовательно, больше посыплется звонкой монеты в казну церкви: красочность, зрелищность, торжественность, всевозможные чудеса. Одними из таких чудес были мощи святых, т. е. мумии. Как утверждали церковники, разлагались трупы только простых грешных, трупы святых оставались нетленными. Нетление, даже благоухание мощей, признавалось чудом и знаком особой благодати.

Русская православная церковь до начала ХХ века официально признавала мощами только те тела усопших, которые сохраняли облик живого человека и не имели никаких признаков тления. А отсюда: «Кой только не в теле лежит, тот и не свят». О таких «живых» трупах можно прочитать в «Житиях». В «Житии святой Ольги» читаем: «На верху гроба того честного оконце сотвориша, и туде видять блаженныа тело лежаще цело и тлению непричастно, но светящееся яко солнце». В другой украинской летописи сказано: «Тело то честное во гробе цело, аки спя почивает». Об останках младших сынов киевского князя Владимира Святославича - Бориса и Глеба - убитых старшим братом Святополком, в житийных повествованиях сообщается, что тела святых «не имели никакой язвы», были «совершенно целые», а лица их «светлы, как лицо ангела».

На высоком песчаном берегу Днепра под Киевом находится Киево-Печерская лавра - древний монастырь Киевской Руси. Монахи подметили, что зарытые в подземелье под монастырским двором тела их собратьев оставались нетленными. Из этого церковники извлекли выгоду, распространяя молву, что сам Господь сделал нетленным тело этого праведника. Мощи святого укладывались в дубовый или серебряный гроб, закрывали их драгоценными тканями, оставляя открытыми лишь часть лба и кисти рук, чтобы верующие своими глазами видели нетленные мощи святого, могли поцеловать праведника и получить исцеление от своих болезней.

Так, в Киево-Печерской лавре покоятся мощи якобы Ильи Муромца - русского (точнее, финно-угорского - Прим. Ред.) воина-богатыря, служившего киевскому князю. Церковники утверждают, что былинный герой существовал на самом деле; кроме того, Илья Муромец был официально канонизирован русской православной церковью в 1643 году.

«Тут же видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копьем; язва вся знать на руке» - так неоднократно описывали мощи Ильи Муромца паломники прошлых веков, когда приходили в монастырь поклониться святым. Мощи былинного богатыря можно увидеть и сейчас. Они представляют останки человека 40-55 лет, ростом около 180 см, облаченные в монашескую одежду. Исследования ученых показывают, что мумия датируется XI-XII веками; причиной смерти этого человека стала обширная рана в области сердца.

Ученые не спешат делать однозначное заключение, что это именно мумия былинного богатыря. Они говорят, что если более тщательное исследование покажет, что позвоночник будет иметь характерные дефекты, свидетельствующие о перенесении паралича ног в юности, лишь тогда можно будет утвердительно сказать, что это действительно былинный Илья Муромец.

Тела усопших монахов оставались нетленными не оттого, что служители Бога вели святой образ жизни. Весь секрет был в том, что трупы монахов зарывались в сухую песчаную почву, где не было гнилостных микроорганизмов. Иногда в этой почве находили не разложившиеся трупы кошек и собак, но никто не посчитал нужным причислить их к святым.

Надо сказать, что на мощах церковники имели неплохой доход. Но вот беда - где их достать, а каждому собору или монастырю хотелось иметь свои собственные мощи. И церковники шли на фабрикацию их. После Октябрьской революции, в 1918-1920 гг. в 14 губерниях России, в присутствии множества народа были вскрыты раки - гробницы со святыми мощами. Все убедились, что никаких нетленных тел в этих богатых гробницах не было. В некоторых раках оказались мумифицированные трупы различной степени сохранности, во многих оказалась груда полуразрушенных костей, а в некоторых даже и этого было.

Согласно документам, составленным по материалам вскрытий, там находились: в гробнице святого Симона Верхотурского лежало чучело, набитое трухой, несколько костей; в гробнице святого Питирима Тамбовского оказались «залитые воском кости» и слепок головы человека из глины; «матерчатая кукла с кусками костей» (мощи Евфросинии Суздальской); «кукла, изображающая человека» (мощи Кирилла Новоозерского); «Кукла из ваты» (мощи Саввы Сторожевского); «восковая кукла» (мощи Александра Свирского).

11 апреля 1919 года вскрыта рака с мощами Сергея Радонежского. В протоколе вскрытия записано: «Развертывается истлевшая одежда. Все изъедено молью. Видны рыжего цвета волосы, ременный пояс, поднимается пыль. Видны отдельные позвонки, кости таза, правая берцовая, бедренная кости целы, малые берцовые кости найдены полуразрушившимися… Общее впечатление скелета, который разрушался 500 лет…».

Святой святому рознь. Чем выше по рангу святой, тем больше паломников к нему. По Евангелию Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча), предшественник Христа, самолично крестивший Иисуса Христа, своими обличительными проповедями немало досаждал Иродиаде - любовнице царя Галилеи Ирода Антипа. По науськиванию Иродиады Ирод заключил Крестителя поначалу в тюрьму, а затем по его приказу пророка казнили: Иоанну Крестителю отрубили голову. Хотя у пророка была всего одна голова, однако позже, когда христианство прочно завоевало свои позиции, голов оказалось ровным счетом 13. Головы Иоанна Крестителя можно было узреть в известных церквях и монастырях: четыре головы - в Италии, пять голов во Франции (одна голова святого исчезла без следа во время Французской революции), одна голова - в Ливане, одну голову папа Римский продал в Византию. Даже в одном из московских соборов была голова этого святого.

Если наличие такого количества голов, принадлежавших одному человеку, нисколько не смущало служителей Бога, то, что говорить о руках! В разных святых местах паломники могли приложиться к правой руке Иоанна Крестителя; их оказалось девять. А уж пальцев этого святого насчитывалось 58!

Иоанн Креститель - не исключение. Во многих соборах Европы верующим и атеистам демонстрируются как целые тела, так и отдельные фрагменты святых: 5 тел и 6 голов святого Андрея, 2 тела и 8 голов святой Анны, 6 тел и 8 голов святого Луки, а уж отдельных фрагментов разных частей тела и не счесть.

УНИКАЛЬНАЯ СОХРАННОСТЬ

Естественным путем, при соответствующих условиях, трупы далеко не святых, тоже могут превратиться в «мощи». Примеров тому множество. Вот только несколько фактов.

Б.П. Токин в своей книге «Целебные яды растений» сообщает: «В 1963 году весь мир облетела весть об уникальной археологической находке: близ Рима обнаружен саркофаг с телом 7-8 летней девочки, погребенной около 1800 лет назад. У маленькой красавицы сохранились мягкие ткани, прелестные брови, ресницы, коса; за полуоткрытыми губами - совершенно белые зубы; в ее черепе обнаружены остатки мозга. Такая исключительная сохранность тела действительно достойна удивления. Ведь речь идет о временах, когда никакого представления ни о грибах, ни об истинной причине гниения и плесневения, конечно, не было…».

В 1993 году иранские археологи в соляной шахте нашли хорошо сохранившееся тело мужчины, погибшего, вероятно, в результате обвала соляных пластов. Тело человека пропиталось солью и превратилось в мумию. Как свидетельствуют обнаруженные рядом с мумией инструменты и вещи, эта трагедия разыгралась в VI-VII вв. до н. э.

В книге В. Мезенцева «Есть ли чудеса в природе» приводятся такие факты».

«В начале ХХ века в русских газетах было рассказано об одном необычном кладбище в городе Гванахвато (Мексика). Там обнаружили склад мумий. Могилы расположены на склоне холма, господствующего над городом, в толстых стенах. Тела умерших завернуты, точно мумии. В сыром климате подобное явление было бы невозможно, а на большой высоте холма, где воздух сух, прозрачен и обладает редкостными асептическими свойствами, тело высыхает и в конце концов превращается в труп, не издающий гнилостного запаха.

А вот вам редкостный случай, когда умерший в Москве человек превратился в мумию. В 1962 году в одном из домов по 2-й Мещанской улице, где проживала Мария Константиновна М., был обнаружен совершенно высохший труп женщины. Хозяйка квартиры пояснила, что этот труп ее старшей сестры, умершей в феврале 1942 года. Более 20 лет тело находилось в комнате вместе с живым человеком. Старшая сестра М. Страдала сердечнососудистым заболеванием. Незадолго до смерти она резко похудела. В суровые годы войны в комнате, где жили сестры, не работало отопление; обитатели не снимали пальто.

В первые дни М. не похоронила сестру, объяснив, что не нашла ее паспорта. Затем, когда паспорт был найден, на М. напал страх одиночества. Она оставила труп у себя, обмыла его, одела, положила на матрац, находившийся на сундуке, и накрыла простыней.

Помещение хорошо проветривалось. Форточка в окне не закрывалась. Недели через три от трупа начал исходить неприятный запах, и М. ушла жить к знакомым. Через полторы-две недели она вернулась жить домой. Трупный запах исчез. Тогда М. переложила труп на деревянную полку, устроенную поперек комнаты над входной дверью. Это место еще лучше проветривалось.

В 1962 году, когда мумию обнаружили, был составлен акт. В нем сказано: «При судебно-медицинском исследовании трупа установлено, что вес его 4120 граммов, длина 150 см … Особенности строения скелета, степень изношенности зубов и данные рентгеновского исследования показали, что мумифицированный труп является трупом женщины в возрасте старше 50 лет … Обнаруженная мумия представляет собой труп Ольги Константиновны М., 1888 года рождения».

В 1996 году сотрудники местного ЖЭУ г. Москвы были обеспокоены тем, что один жилец коммунальной квартиры оказался злостным неплательщиком; прихватив с собой участкового, они нагрянули в дом. Комната в коммуналке, где проживал неплательщик, была заперта на ключ, и ее пришлось взламывать. То, что они увидели, ужаснуло их: на диване лежала натуральная мумия. Как установила судебно-медицинская экспертиза, этот сорокалетний мужчина был убит, труп пролежал не менее полгода, пока не высох до состояния мумии. Позже выяснилось, что убийство было совершено соседями по коммуналке ради расширения своей жилплощади.

Аналогичный случай отмечен в Петербурге. Работники ЖЭУ решили поинтересоваться, почему пенсионер Семен Олегович Г. около пяти лет не платит за квартиру. Когда дверь неплательщика вскрыли, то все были шокированы: за кухонным столом сидела высохшая мумия хозяина квартиры. На отрывном календаре, висевшем на стене, была дата смерти пенсионера -21 января 1983 года.

В 2006 году в полицию города Цинциннати поступило заявление, что Йохана Поуп, родственница заявителей, бесследно исчезла. Когда полицейские пришли по указанному адресу и вскрыли квартиру Поуп, то увидели необычную картину: в кресле перед телевизором сидела мумифицированная женщина. Как выяснилось, Йохана Поуп тихо скончалась 29 августа 2003 года в возрасте 61 года. Чувствуя приближение смерти, женщина попросила своего друга и опекуна не хоронить ее, поскольку она еще вернется. Выполняя необычное пожелание женщины, друг оставил труп в квартире, усадив его в кресло.

СТАТЬ БУДДОЙ В СОБСТВЕННОМ ТЕЛЕ

Известны случаи самомумификации (прижизненной мумификации) среди буддистов, поставивших себе цель «стать Буддой в собственном теле».

Идея самомумификации появилась в Японии в IX веке. Монах, который решил «стать Буддой в собственном теле», готовил себя к этому довольно длительное время. Он вел аскетический образ жизни, постоянно молился, психологически готовил себя к «умерщвлению плоти». Когда монах считал себя готовым к переходу в состояние Будды, начинался самый сложный, завершающий этап, рассчитанный на тысячу дней. Фанатик обрекал себя на неподвижность, созерцание, отрешенность и голодную диету. С каждым днем его рацион уменьшался до тех пор, пока организм голодающего не переходил на потребление собственных тканей. К концу тысячедневной голодовки человек усыхал настолько, что когда он умирал, то по существу был уже готовой мумией. Оставалось только поместить этот труп в сухие условия, чтобы оставшиеся еще мягкие ткани высохли окончательно.

В некоторых японских храмах объектами почитания являются несколько мумий монахов-аскетов, подвергших себя «пожизненной мумификации».

Такую самомумифицированную мумию можно увидеть в буддийской пагоде Дау, вблизи Ханоя (Вьетнам). Для всеобщего обозрения, возле алтаря пагоды, на пьедестале находится стеклянный куб, внутри которого сидит маленький, с застывшей улыбкой, абсолютно нагой старичок. Трудно поверить, но этой мумии-реликвии более 300 лет. Об этом говорит надпись на каменной стеле, установленной в храме; она датирована 1639 годом и сообщает, что эта мумия преподобного Ву Кхак Миня. Как гласит легенда, настоятель монастыря Ву Кхак Минь, почувствовав приближение своей смерти, обратился к своим ученикам: «Пришло время покинуть мне этот мир. Когда мой дух отлетит от тела, повремените месяц. Если почувствуете запах тления - похороните меня, как положено по обряду. Если же тления не будет, оставьте меня здесь, чтобы я вечно возносил молитвы Будде!»

Минь уединился в пагоде, взяв с собой только один кувшин воды. Правда, чтобы стать прижизненной мумией, ему потребовалось всего сто дней. После смерти старца его высохшее тело было покрыто натуральным лаком, сверху посыпано переваренной термитной землей толщиной 2-4 мм и тончайшим слоем серебра.

Вьетнамские ученые исследовали эту мумию. Она весила всего-навсего 7 кг, на ней не было обнаружено следов вскрытия. Рентгеноскопический анализ мумии показал, что черепная коробка без всяких признаков повреждения, а это значит, что головной мозг не удален, кости рук, ног и позвоночника целы, а кости грудины, ребра и ключицы упали внутрь брюшной полости и лежат на костях таза.

В этой же пагоде имеется мумия и второго старого бонзы - преподобного Ву Кхак Чыонга; мумия сохранилась плохо, ее много раз «латали» цементом, что мешает ученым ее исследовать.

Пандита Хамбо лама Даши Доржо Итигилов XII был главой российских буддистских священнослужителей с 1911 по 1927 год. В 1927 году 75-летний Хамбо сел в позу лотоса, помедитировал и перестал подавать признаки жизни. В той же позе лотоса монахи поместили тело ламы в саркофаг из кедра, засыпали солью и закопали. Позже он также оказался нетленным.

Надо отметить, что не всем фанатикам удавалось осуществить свою «программу»; многие из них умирали раньше, прежде чем усохнуть до состояния мумии.

Японский монах Энку, живший в XIII веке, - личность, известная среди буддистов. Энку был искусный скульптор и за всю свою жизнь вырезал из дерева более пяти тысяч скульптур Будды. Когда он почувствовал близость своей смерти, решил «стать Буддой в собственном теле» и попросил похоронить себя заживо. Сидя в земле, монах дышал через трубочку, постоянно молился, время от времени звонил в колокольчик, напоминая, что он еще жив. Но, несмотря на все его заслуги перед Буддой, самомумифицирования не произошло - его труп сгнил.

А крестьянская девушка из Тайваня и не помышляла о самомумифицировании. На протяжении многих лет она страдала какой-то изнурительной болезнью и когда в 1878 году умерла от истощения, то от нее остались только кожа да кости в буквальном смысле слова. Священнослужители усохший труп девушки одели в праздничные одежды, посадили в кресло в специально построенном храме, повсюду распространяя слухи о том, что в девушку вселилось одно из божеств. Само собой, паломники, посещая эти места, чтобы поклониться божеству, оставляли в храме немало пожертвований.

 

Информация