ФАМИЛИИ ЕВРЕЕВ ВКЛ

 

Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ

«Аналитическая газета «Секретные исследования», №23, 2018

 

Возможно, некоторые наши читатели удивятся, узнав, что их фамилия выдаёт иудейское происхождение.

 

Потомки евреев, живших в ВКЛ и потом захваченных Российской империей, могут многое узнать об истории своей семьи из собственной фамилии. Может показаться странным, но такие типичные фамилии, как Смирнов, Поляков или Портнов, с большой долей вероятности имеют еврейское прошлое. И обусловлен этот факт тем, как царизм раздавал фамилии.

 

ЦАРИЗМ РАЗДАЁТ СВОИМ РАБАМ ФАМИЛИИ

 

В ВКЛ-Беларуси древнейшие фамилии впервые были зафиксированы в шляхетских документах о дворянстве, в переписях в 1500-е годы, а затем в Переписях войска ВКЛ. Но фамилиями тогда обладала исключительно шляхта (12-15% населения), отсюда и их специфика: эти фамилии фиксировали факт дворянства, практически все указывали имя отца-деда (основателя рода, получившего дворянство), все кончались на –ович или реже –ич. Такая фамилия – визитная карточка беларуса (у русских и украинцев таких фамилий нет, так как притяжательная форма на –ич выдаёт балтский субстрат беларусов и аналогична форме на –is у восточных балтов).

К моменту разделов Речи Посполитой фамилиями также обладали мещане (а все крупные населённые пункты ВКЛ-Беларуси имели Магдебургское право), так как горожане фигурировали во всякого рода списках. Однако около 60-70% жителей фамилий не имели: это бедные крестьяне и евреи. Евреи в Беларуси составляли 10% населения, жили обособленно, военную службу не несли (стали призываться только в Российской империи с 1827 года), дворян среди евреев не было. Интересный факт: после первого раздела Речи Посполитой евреи Могилёва и Витебска прислали делегацию к Екатерине II c просьбой не называть их жидами. Они объяснили, что жиды живут в Польше, а они не жиды, а от другого израилева колена, они совсем иное племя народа Израиля.

В конце XVIII – начале XIX века европейские государства одно за другим стали обязывать еврейское население принимать наследственные фамилии. В Австрийской империи соответствующий директивный документ вышел в 1787 году, во Франции – в 1808-м, в Пруссии – в 1812-м. Однако нюанс состоял в том, что своих евреев там почти не было. А в России они вообще полностью отсутствовали, так как со времён Ивана Грозного московиты их просто убивали – массово вырезали (как при оккупации Могилёва) или топили в реках (как при оккупации Полоцка). В России первые евреи появились при первом разделе Речи Посполитой в 1772 году (Полоцк, Витебск, Орша, Могилёв, Гомель), им был установлен ценз оседлости, они были существенно ущемлены в правах. Вторая «партия» евреев в России появилась при оккупации Крыма в 1783 году, затем большое число евреев прибавилось во время второго и третьего разделов Речи, затем прибавились грузинские евреи в 1801-м, а последними – горские и бухарские евреи, которые не имели фамилий до кровавого захвата Российской империей в 1860-х годах Кавказа и территорий Средней Азии. Но у тех евреев фамилии были на свой кавказский или азиатский манер.

Следует также напомнить, что в Речи Посполитой жило около 70% всех евреев планеты на тот момент.

Итак, власти Австрии и Пруссии стали раздавать евреям бывшей Речи Посполитой фамилии на свой манер (в Австрии – на манер чехов и словаков, в Пруссии – на немецкий манер). Правившая Российской империей немка Екатерина II решила не отставать от своих немецких соплеменников. Она издала указы о раздаче фамилий литвинам (позже переименованным в беларусов) и русинам (самоназвание украинцев в Речи Посполитой). Ну а новообретённым евреям Российской империи обзавестись фамилиями предписывало «Положение о евреях» от 9 декабря 1804 года. В 1850 году его дополнил закон, запрещавший менять фамилию даже при смене вероисповедания.

«Еврейским вопросом» тогда занимался Г.Р. Державин, служивший министром юстиции до осени 1803 года, он мусолил план полного стопроцентного выселения беларуских и украинских евреев на территорию «Новороссии», которую царизм захватывал у коренных народов Крыма, Донбасса и Северного Кавказа. Эта утопия была осуществлена лишь частично (евреев заселили в районах Одессы, Николаева и ещё в нескольких местах), но результатом стал следующий ныне малоизвестный факт.

Екатерина приказала всех евреев поделить на две группы. Первые не подлежали депортации: это евреи российской части Польши, Летувы, Латвии – они получали прусские фамилии (по схеме, действовавшей в Пруссии). А вторая группа евреев из Украины (Малороссии), Литовской губернии (Минск-Литовский, Гродно, Брест-Литовский, Белосток, Вильно) и Белорусской губернии (Витебск, Полоцк, Могилёв, Гомель и Латгалия) – они получали славянские фамилии. Державин в докладах о своих инспекциях по ВКЛ писал, что евреи якобы очень плохо влияют на славян литвинов (беларусов), а потому всех беларуских евреев следует переселить в Новороссию, на Донбасс и в Крым. На самом деле это был лишь предлог. Царизм пытался одним выстрелом убить сразу трёх зайцев: отделить евреев от беларусов, заселить евреями захватываемые на юге территории, плюс сами евреи при таком переселении должны были принимать славянские имена и фамилии, а также массово переходить в московское православие (при переселении уничтожалась традиционная иудейская община, а перешедшим в православие давались налоговые льготы, кредиты и бесплатная земля).

Державин даже дал указания, какие именно славянские фамилии следует давать евреям Беларуси и Украины, подлежавшим переселению: «Им полагалось быть смысловыми. Так, человека со взрывным, неуравновешенным характером, потенциального смутьяна следовало назвать Диким». Присвоением фамилий занимались отчасти сами еврейские общины, отчасти имперские чиновники. В последнем случае многое зависело от минутного настроения чиновника и его любви к деньгам. Поскупившийся на взятку рисковал оставить детям и внукам в наследство неблагозвучную или попросту смешную фамилию.

 

ФАМИЛИИ ОТ НАЗВАНИЙ ЕВРЕЕВ

 

Более всего было распространено в прошлом название жидовин/юдовин (с сингулятивным суффиксом –ин, как в литвин, русин, татарин, жмудин, немчин). Это образовало массу еврейских фамилий (Жидович, Жидков, Юдин, Юденич и т.д.). Но куда больше были распространены локальные названия евреев в Речи Посполитой. Для обозначения некоренных жителей (евреев и цыган) использовался славянский суффикс –ак: в Беларуси-Литве – литвак (противоположность коренному литвину), в Руси-Украине – русак (противоположность коренному русину), в Жмуди – жмудак (противоположность коренному жмудину, ныне жмудинов именуют «литовцами», это новодел XIX века).

Сегодня очень многие люди по своему незнанию думают, что раз у них фамилия Литвак (Литваков, Литвакович), то якобы это показывает, что их предки были «литовцами». Но «литовцев» тогда не существовало (это слово было введено в Российской империи только в середине XIX века), были литвины. Однако фамилия Литвак имеет совсем иной смысл, чем фамилия Литвин. Литвак – это не литвин, а только и именно литовский еврей. Это же касается фамилии Русак (Русаков, Русакович, Русаковский). Форма русак подчёркивает, что это украинский еврей.

Ошибочную идентификацию делают даже вроде бы что-то знающие историки (в том числе уважаемые беларуские историки), когда к «литвинским топонимам» и к «русинским топонимам» относят многочисленные в Беларуси деревни, производные от основ литвак и русак. Так вот на самом деле все такие деревни – это еврейские местечки. Причём это не их самоназвания, а так их называли жители соседних сёл и власти.

Общее правило заключается в том, что вот такие этнические названия никогда не появляются внутри этнически общей территории, а только там, где соприкасаются разные этносы. И точно так не может появиться фамилия Литвин, если вокруг живут все такие же литвины. Подобные этнические названия выделяют некое меньшинство, чуждое большинству. (Тут следует уточнить, что огромное число топонимов с основой «литва» в Беларуси объясняется тем, что за века при славянизации балтоязычных предков беларусов – литвинов – границы постоянно смещались, всё дальше отодвигая области литвы – автохтонов, ещё продолжавших говорить на своих западнобалтских диалектах.)

Итак, повторим: литвак – еврей Литвы, литвин – беларус Литвы, литовец – новое название жмудинов Жмуди (каковая не была Литвой). Интересно, что после развала Российской империи создателем первого герба Республики Летува стал некий художник по фамилии Жмудявичюс. Но – Жмудявичюс / Жмудаквичюс / Жмудаковичюс – всё это еврейские фамилии от слова «жмудак», каковым называли ковенских евреев. А вот своя этнически балтская фамилия – Жмудиновичюс от слова «жмудин».

Эти нюансы сегодня вообще мало кто понимает, кроме специалистов в вопросе.

 

ФАМИЛИИ, КОТОРЫЕ ДАЛИ ОБЩИНЫ

 

Немка Екатерина приказала евреям ВКЛ сотрудничать с российскими чиновниками в процессе раздачи фамилий. Как самые важные для иудеев – были записаны религиозные фамилии, образованные от названий сословий священнослужителей: коэнов и левитов. Еврейские фамилии Коэн и Леви имеют множество модификаций. Например, Кац, Коган, Коген, Кан и Кон; Левит, Левенсон, Левинсон, Левитан.

При массовом присвоении фамилий корень иногда дополнялся окончанием в зависимости от того, где человек жил. Так, жмудский Леви или Левит мог стать Левитасом, беларуский или украинский – Левитой или Левинским, невежественные российские писари, не знавшие местных языковых правил новых оккупированных земель, могли записать и как – Левин. По тому же принципу образовались фамилии Каганович и Коганович, Когановский, Коганов и Каганский.

Предок художника Марка Шагала, возможно, был служкой в синагоге: эта фамилия образована от слов «сган леви» – «помощник левита». Кац и Каждан – фамилии-аббревиатуры, означающие «праведный коэн» и «коэны – посланники Милосердного».

Многочисленная группа тогда назначенных царизмом фамилий связана с профессиями. Меламед – учитель, знакомивший детей с Торой, – мог стать и Меламедом, и Учителем. Портной мог получить фамилию Портной или Портнов – либо Шнайдер, Шнейдер (Пруссия, север Польши, Летува, Латвия); на юге Царства Польского, вошедшего в состав Российской империи в 1815 году, – Кравец (по форме, ранее принятой в Австро-Венгрии); в Бессарабской губернии – Кройтор.

Современные Клезмеры, Клейзмеры, Клезмерские, Клезмеровичи – потомки тех, кто сочинял и играл музыку в традиционном еврейском стиле клезмер, сейчас переживающем взлёт популярности у евреев.

Как пишут учёные Израиля, чисто еврейской является фамилия Рыбаков (в 9 случаях из 10). Дело не только в том, что в ВКЛ и потом при царизме рыбалкой и продажей рыбы занимались почти исключительно евреи (они не занимались земледелием, не разводили свиней). Как пишут историки, почти каждая фамилия Рыбаков – переделана от корня «рав»/«раб» (Раваков, Равиков, Равикович, Рабинович и пр.), то есть от раввина. Массово эта переделка фамилий происходила в периоды антисемитизма в Российской империи и потом при Сталине. Вот типичный факт: известный писатель А. Рыбаков (автор книг «Кортик», «Бронзовая птица», «Дети Арбата») – еврей, чья изначальная фамилия была переделана с корня «раби» (Рабаков) на «рыба».

Предок Глезерова был стекольных дел мастером («глезер» на идиш – «стекольщик»). Не приходится долго гадать и о том, чем занимался прапрадед Скорняка или Кушнера (тоже «скорняк», но, опять же, на идиш).

Нередки и фамилии, образованные от топонимов. Так же, как в предыдущих случаях, они бывают либо полностью еврейскими, либо с добавлением «местного» (беларуского, великорусского, польского и т. д.) фамильного суффикса или окончания. Логично, что фамилии Могилевер или Могилевский, Варшавер или Варшавский, Свердлин или Свердлов чаще давались не жителям Могилёва, Варшавы либо беларуской деревушки Свердлы, а выходцам из этих мест там, где они осели. Еврей, приехавший из Польши, мог получить фамилию Поляк или Поляков; переселившийся из Германии – Немец или Немцов.

Фамилии, которые филологи называют патронимическими и матронимическими, давались по имени одного из родителей. Абрамович (Абрамов, Абраменко) буквально означает «сын Абрама». «Рубинчик» – это «сын Рубина», а не «маленький драгоценный камень» (как фантазировал известный кинорежиссёр Валерий Давидович Рубинчик, снявший фильмы «Дикая охота короля Стаха» и «Последнее лето детства»). Фамилия Мандельштам образована от имени Мандель и слова «штам» («ствол»). Ривкины, Блюмкины и Блюменсоны, Чернины, Мирчины и Миркины – потомки женщин, носивших имена Ривка (Ревекка), Блюма, Черна, Мира. Фамилии Белкин и Брошкин не имеют ничего общего с русскими словами «белка» и «брошка», а происходят от еврейских имён Бейла и Броха.

Любопытная деталь: в фильме Рубинчика «Последнее лето детства» (по повести Рыбакова-Рабакова) в банде Витьки Бурова имеется девочка-сирота Белка. Я всегда думал (как и миллионы телезрителей), что это не имя, а прозвище. На самом деле это очень распространённое женское еврейское имя Бейла.

Многие еврейские фамилии скорее напоминают прозвища и, даже если те, кто их придумал, никогда не читали трудов Державина, даны в полном согласии с заветами поэта-министра. Фамилии Шварц и Черняк, идентичные по значению, присваивали смуглым брюнетам. Вайс и Беленький – наоборот, бледнокожим блондинам. На яркие особенности внешности или характера указывают такие фамилии, как Горбатый или Мудрик. Сусид по-украински означает попросту «сосед».

Толкование некоторых фамилий допускает разночтения. Выгодским могли назвать и того, кто не склонен упускать свою выгоду, и уроженца села Выгода. Чижиком – и человека, напоминающего птицу, и сына женщины по имени Чижа, и выходца из села Чижевщина.

В особом ряду – составные фамилии на немецком или идиш: «орнаментальные», они же «декоративные». Гольденберг («золотая гора»), Розенштейн («розовый камень»), Файнблюм («красивый цветок») – за такую роскошь чиновник подчас мог запросить немалую сумму.

 

«СУВОРОВСКИЕ УЧИЛИЩА» ДЛЯ ЕВРЕЕВ БЕЛАРУСИ

 

Интересно, что немало еврейских семей получили от царских писарей вроде бы «православные» фамилии типа Успенский или Покровский. Такие фамилии давались от названия села или – что на порядок чаще – при крещении этой еврейской семьи. А царизм крестил евреев в огромных масштабах. Обычно крещённые евреи (а также чуваши, мордвины, татары, вепсы и прочие) получали фамилию Смирнов – от смирна (из-за акта крещения, при котором мазали смирной), так самой массовой фамилией в России стала Смирнов. В Беларуси фамилия Смирнов тоже самая массовая, все беларуские Смирновы – это крещённые (помазанные смирной) евреи. Фамилию крещённым евреям также давали по названию церкви, где их крестили, или в честь православного праздника (обычно крещение приурочивали к какому-то христианскому празднику). Вот почему если у кого-то фамилия типа Успенский или Покровский, то почти наверняка это род крещённых евреев.

В массовом порядке такие фамилии царизм давал евреям при их призыве в армию. Потому что служба обязательно предусматривала для евреев переход в московское православие. В этом плане интересны прототипы «суворовских училищ» для евреев, которые массово создал царизм. Фактически, ныне существующие в Беларуси суворовские училища – это продолжение военных школ для еврейских детей, которые учредил в Беларуси царский режим, а все суворовцы – это идеологические потомки тех беларуских евреев-кантонистов.

Слово «кантонисты» появилось в русском языке в начале XIX века. Так в правление Александра I стали называть обучавшихся в школах при гарнизонах сирот, детей евреев, староверов и репрессированных участников беларуско-польских восстаний 1795, 1830 и позже 1864 годов. Выпускники кантонистских школ («суворовских училищ») подлежали обязательной службе в армии. К середине 1850-х в империи существовало 52 подобных заведения.

В 1827 году указом от 26 августа Николай I обязал евреев служить в армии (от чего они и цыгане всегда были свободны в Речи Посполитой). Это якобы объяснялось соображениями справедливости: «…чтобы рекрутская повинность к облегчению наших верноподданных уравнена была для всех состояний». Однако на деле о равенстве не шло и речи. Если квота для христианского населения Центральной России (Московии) составляла семь мужчин с тысячи через год, то для еврейских общин – десять человек с тысячи ежегодно. Позднее, во время Крымской войны (1853-1856), рекрутский набор проводился дважды в год и достигал тридцати человек на тысячу.

Впрочем, наказаны были и беларусы за свои антироссийские восстания: среди беларусов царизм призывал рекрутов в 5-7 раз больше, чем среди великоруссов Центральной России, так что беларусы в полной мере были для Российской империи пушечным мясом, подлежащим уничтожению.

Евреи подлежали рекрутчине с двенадцати лет, хотя 25-летний срок службы начинал отсчитываться только по достижении ими восемнадцатилетия. Мальчиков направляли в батальоны кантонистов. Рекрутчина породила позорные явления внутри самих еврейских общин. У большинства детей не было документов, поэтому нередко в кантонисты отдавали семи-восьмилетних – сирот, сыновей вдов, бедняков и «смутьянов», чем-то не угодных старшинам еврейской общины. Появился новый промысел – «хаперс», «ловчики», «хапуны», которые похищали детей для сдачи в рекруты.

Чтобы уберечь детей, семьи, имевшие такую возможность, бежали из Беларуси в губернии, свободные от рекрутской повинности, – например, на бывшие территории Польши или в Бессарабию. Случалось, что матери беларуских евреев собственноручно отрубали детям пальцы или ещё как-либо калечили их, делая непригодными для службы великорусскому царизму.

Еврейских «детей-суворовцев» сразу же по прибытию в школу готовили к крещению в веру Москвы. Офицеры и унтер-офицеры (а все они были из России), опекавшие и учившие детей, сразу отнимали молитвенники и запрещали вести переписку и разговаривать на идиш. Это же касалось детей беларусов (католиков и униатов), которым запрещалось молиться и говорить на беларуском языке. Начиналось чудовищное давление на детей с целью предать веру своих отцов и перейти в веру московитов. Преимущества религии Москвы «суворовцам» из Беларуси объясняли, запарывая розгами до полусмерти, мучая голодом и жаждой, выставляя раздетыми на мороз. Устоять в таких условиях у детей, силой вырванных из семьи, практически не было шансов.

После перехода в православие великорусского имперского типа жизнь кантонистов становилась несколько легче. В будущем они могли дослужиться до офицеров, поскольку до 1910-х годов выкресты в великорусской армии почти не ограничивались в правах. Уже в зрелом возрасте, выйдя в отставку, некоторые из них – «суворовцев Беларуси» – возвращались к иудаизму. Но закон запрещал это, и тайные «отступники» преследовались в уголовном порядке. Известен всего один случай, когда кантонист, отказавшийся креститься, впоследствии, уже на исходе службы, получил звание капитана. Этого офицера-иудея звали Герцель Цам. Но это уникальный единственный случай, исключение из правил.

По оценкам историков, всего в период с 1827 по 1917 год – за 90 лет – только в связи со службой в армии было ассимилировано в великорусский этнос на территории Беларуси около полумиллиона евреев. Всем им и давали фамилии чаще всего религиозного характера – типа Смирнов, Успенский, Покровский и т.п. Многие эти крещённые евреи-суворовцы стали «янычарами царизма», воинственными защитниками идеологии западнорусизма. Выпускники кантонистских школ, беларуские евреи (литваки) по национальности, участвовали во многих кампаниях великорусской армии, и их храбрость отмечали даже те современники, которых трудно заподозрить в симпатиях к сионизму.

В 1836 году было издано распоряжение, позволявшее награждать солдат-евреев Георгиевским крестом за боевые заслуги. На территории Морского завода в Севастополе можно увидеть памятник 500 евреям, павшим при обороне города во время Крымской войны. В войне великоруссов с турками 1877-1878 годов солдаты-евреи Беларуси помогали царизму оккупировать чужие земли для расширения империи Романовых. Особенную отвагу проявили бойцы 16-й и 30-й пехотных боевых дивизий. В двух этих подразделениях служило много евреев, родившихся в Минской и Могилёвской губерниях.

 

МАССОВОЕ САМОУБИЙСТВО «СУВОРОВЦЕВ» ИЗ БЕЛАРУСИ

 

Однако не всегда «суворовцы» были покладисты. Царизм пытался детей из Беларуси вывезти подальше от своей Родины, так в 1840-е на Волге, близ Казани, появилось «суворовское училище», почти целиком сформированное из «неправильных детей» Беларуси: евреев и детей репрессированных участников восстания 1830 года (беларусов униатов и католиков). Из этих «суворовцев» евреи составляли большинство (примерно 90%).

Сейчас уже трудно судить, кто там оказался более оппозиционным и стал зачинщиком протеста – дети литваков или дети беларуской шляхты литвинов, но дети Беларуси оказались сильнее великорусского царизма.

На берег Волги привели несколько сот мальчиков (главным образом еврейских) из Беларуси. Там великорусские власти должны были их массово и показательно крестить в веру Москвы, с раздачей им московских имён и фамилий. При этом, помимо военного начальства и священников, присутствовали местные высокопоставленные чиновники и – что особо важно! – лично самодержец российский царь Николай I. Его пригласили на, так сказать, царское шоу!

По команде императора мальчики из Беларуси прыгнули в воду. Не вынырнул ни один: маленькие кантонисты заранее договорились покончить с собой, чтобы избежать обращения в московскую веру. В иудаизме самоубийство ради сохранения веры считается не грехом, а мученическим подвигом. Ну а беларуские униаты равно были готовы умереть за свою веру, которую сей иностранный царь запретил указом в 1839 году.

Это чудовищное событие глубоко шокировало царя, а официоз империи пытался скрыть трагедию, но слухи сразу разнеслись по всем «суворовским училищам» России и по всей армии, вообще по государству. Позднее эту жертвенную гибель «суворовцев» кантонистов из Беларуси описал в своей балладе немецкий поэт Людвиг Виль.

Сегодня российские авторы, которым сей факт кажется «порочащим Россию», пишут:

«Трудно представить себе, что сотням детей и подростков разом хватило решимости и выдержки для такого мучительного способа самоубийства. Красивое и страшное предание не слишком правдоподобно, зато ясно показывает отношение российских евреев к насильственной ассимиляции».

А вот нет – тут можно поспорить! В нормальных обстоятельствах дети не пошли бы на массовое самоубийство, но ведь случай-то исключительный! Это единственный раз, когда российский царь приехал на шоу крещения не православных детей из Беларуси, и дети, которых готовили полгода к этому шоу и репетировали с ними это шоу, настолько осознали политическое значение события, что решили использовать его в глобальном патриотическом значении: в освобождении своей Родины от ига Российской империи. Вот это как раз вполне логично и ожидаемо. Ненавистного великорусского царя они убить не могли, но зато могли массово на его глазах погибнуть – причинив этим ему чудовищный идеологический и психологический урон.

Кстати, эти дети уже были обречены, так как «суворовцев-кантонистов» первыми отправляли в самые опасные атаки (что-то вроде дисциплинарных батальонов Сталина), во время боевых действий они почти поголовно гибли, а Российская империя весь XIX век вела кровопролитные захватнические войны. По словам ветеранов-кантонистов, к концу рекрутской службы доживал благополучно лишь каждый десятый «суворовец», а все остальные были либо убиты, либо покалечены.

 

Информация

  • ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ
        (обновляется!)   Теперь книги наших авторов можно купить в любой стране мира. Рекомендуем:…
  • ОКНО В ИНУЮ БЕЛАРУСЬ
      Серия исторических детективов Вадима Деружинского, действие которых происходит в середине 1930-х в Западной Беларуси,…
  • В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ
      Уважаемые читатели! Теперь нашу газету можно купить на нашем сайте в электронном виде из…
  • Новый детективный роман
        Вадим Деружинский   Черная лента     В довоенной Западной Беларуси, частью которой…
  • РАСПРОДАЖА КНИГ НАШИХ АВТОРОВ
            Уважаемые читатели! Сообщаем, что организована распродажа по существенно сниженным ценам последней…