МАШИНА ВРЕМЕНИ

 

 

Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ

«Аналитическая газета «Секретные исследования», №7, 2015

 

Можно ли создать машину времени и путешествовать в прошлое и будущее?

 

«ПОЧЕМУ ПУТЕШЕСТВИЯ В ПРОШЛОЕ – ЭТО ПАРАДОКС?»

 

Недавно в британской прессе появилась интересная статья Квентина Купера «Почему путешествие в прошлое – это парадокс?», в которой автор отвергает возможность создания машины времени. Приведем некоторые отрывки:

«Где-то мы это уже видели. «Патруль времени», на днях стартовавший в британском прокате, пополнил и без того обширную коллекцию фильмов, посвященных путешествиям во времени. С тех пор, как 30 лет назад вышли первые серии фильмов «Терминатор» и «Назад в будущее», таких картин сняли уже более сотни. Все они относятся к жанру научной фантастики, но имеют мало общего с научными фактами.

В основе «Патруля времени» увлекательный сюжет: герой Итана Хоука отправляется в прошлое, чтобы предотвратить преступления до того, как они будут совершены. Как это бывает с такими фильмами, хронология в нем выстроена вопреки законам здравого смысла: кинематографические путешествия во времени заставляют нас забыть о достижениях науки и отдаться во власть временного безумия.

Сюжетные перипетии плохо укладываются в голове. Например, как вам такое: человек построил машину времени. Что мешает ему вернуться на минуту раньше и разбить машину, не успев ей воспользоваться? Получается, машину так и не запустили – тогда почему она разбита? Множество парадоксов, возникающих благодаря путешествиям в прошлое – например, стать собственным дедушкой, убить Гитлера до того, как он начал Вторую мировую войну, и так далее, – идет вразрез с основными законами физики. А Вселенная, насколько мы ее понимаем, любит играть по правилам.

И физика, и другие аспекты нашей жизни во многом подчиняются закону причины и следствия, причем всегда именно в таком порядке. Если бы вы могли изменить прошлое, этот закон был бы нарушен. Ваши действия сказались бы на том, из-за чего вы изначально отправились в прошлое. Например, если бы вам удалось убить Гитлера, он не смог бы совершить тех действий, которые сподвигли вас на мысль вернуться и его устранить.

Тем не менее, кинорежиссеры продолжают фантазировать, что произошло бы, если бы мы смогли заглянуть в историю. Для Голливуда аплодисменты и спецэффекты важнее, чем причинно-следственные связи, поэтому путешествия во времени позволяют разгуляться фантазии – и компьютерной графике. В роли машин времени на экране фигурировали полицейская будка («Доктор Кто»), телефон-автомат («Невероятные приключения Билла и Теда»), спорткар «ДеЛориан» («Назад в будущее») и большой энергетический шар, где можно путешествовать исключительно без одежды («Терминатор»)».

 

ПРО КРОТОВУЮ НОРУ

 

Далее Квентин Купер пишет:

«Многие темы, к которым частенько обращается научная фантастика – например, роботы, превосходящие человека своим интеллектом, межзвездные полеты или встреча с инопланетянами – либо теоретически возможны, либо могут воплотиться в будущем. А вот вероятность путешествий в прошлое современной наукой отвергнута окончательно и бесповоротно.

Ну, почти бесповоротно. Есть одна лазейка. Крошечная лазейка, которая называется кротовой норой, или кротовиной.

Стивен Хокинг – лишь один из целого ряда уважаемых ученых, которые убеждены, что вся Вселенная пронизана кротовинами, по сути являющимися «туннелями» в пространстве и во времени. Существование кротовин не противоречит теории относительности Эйнштейна и другим популярным в современном мире представлениям о природе вещей. Вместе с тем, «кротовые норы» делают потенциально возможными не только путешествия во времени (можно попасть в кротовину с одной стороны и покинуть ее с другого конца на несколько дней, лет или веков раньше), но и перемещения в пространстве, между далекими друг от друга частями космоса, со скоростью, превышающей скорость света. Неудивительно, что концепция кротовой норы так часто встречается в научно-фантастических фильмах (среди которых «Звездный путь», «Звездные врата», «Мстители» и «Интерстеллар»).

Впрочем, не торопитесь строить свой космический корабль и брать курс на ближайшую кротовину. Пусть кротовые норы существуют, пусть их много, пусть попадание в них позволяет преодолеть пространство и время – все равно не факт, что ими можно воспользоваться. Профессор Хокинг признает, что он «одержим временем» и что он хотел бы верить в возможность путешествий во времени. Тем не менее, даже Хокинг ссылается на существующий в научном мире консенсус, согласно которому кротовины существуют лишь в «квантовой пене» – то есть речь идет о частицах меньше атомов. Пожалуй, космический корабль туда не влезет. И Арнольд Шварценеггер тоже. И даже Майкл Джей Фокс, исполнитель роли Марти МакФлая в фильме «Назад в будущее».

Есть сторонники идеи, что развитие технологий, усилия физиков-теоретиков и, эм-м-м, само время помогут нам заполучить в свое распоряжение парочку бесконечно малых кротовин и увеличить их в миллиарды раз, чтобы отправиться в произвольное время и место. Пока это всего лишь умозрительные рассуждения, но представим, что рано или поздно будет создан подобный туннель, подходящий для человека. Даже если вы не станете вмешиваться в ход истории, всё равно вас ждет очередной парадокс, угрожающий всей вашей затее».

 

ПРО ЭФФЕКТ БАБОЧКИ

 

Далее в статье:

«Данный эффект хорошо описан в известном рассказе Рэя Брэдбери, написанном в начале 1950-х годов – «И грянул гром». Его герои отправляются в доисторические времена на нашей планете, передвигаясь там по антигравитационной тропе, чтобы свести к минимуму вероятность контакта с прошлым. Один из персонажей сошел с тропы и случайно раздавил бабочку. Вернувшись в свое привычное время, герои обнаруживают, что многое изменилось – от правописания слов до исхода выборов. Получается, они создали альтернативную реальность.

Рассказ Брэдбери часто цитируется в работах по теории хаоса, поскольку в нем впервые упоминается так называемый «эффект бабочки»: незначительное изменение сейчас может иметь большие и зачастую непредсказуемые последствия в будущем. И это серьезное препятствие к тому, чтобы путешествовать в прошлое. Даже если кто-нибудь преодолел бы все трудности и придумал бы, как это сделать технически, не менее трудно было бы совершить подобное путешествие, не рискуя изменить ход истории.

Опять же, есть люди, которые ломают голову над способами обойти эти ограничения. Существуют самые разные теории, предполагающие различные конфигурации многочисленных кротовин, «замкнутые временеподобные кривые» и другие затейливые альтернативы. К несчастью для любителей кинофантастики, предпочитающих иметь научное обоснование для происходящего на экране, существует единственная причина, по которой все эти проблемы и парадоксы выглядят неразрешимыми – они просто таковыми являются».

На мой взгляд, Квентин Купер вслед за Рэем Брэдбери сильно преувеличивает этот «эффект бабочки». Внутри каждой системы есть масса случайных событий, но в целом они никак не влияют на значимые реалии, которые обусловлены ТЕНДЕНЦИЯМИ, а не случайностями.

Что касается «кротовых нор», то они, насколько я понимаю, предусматривают лишь мгновенное перемещение в пространстве, а не перемещение во времени. И уже совсем Квентин Купер ошибается в рассуждениях в главке «Моложе на долю секунды»…

 

«МОЛОЖЕ НА ДОЛЮ СЕКУНДЫ»

 

Автор пишет:

«С другой стороны, не факт, что путешествия в будущее невозможны. Более того, существуют люди, которым это уже удалось. Величайший из них – космонавт Сергей Крикалев, рекордсмен Земли по суммарному времени пребывания в космосе. Его можно считать «хрононавтом», поскольку в результате своего пребывания на орбите Крикалев попал в собственное будущее примерно на 1/200 секунды раньше окружающих.

Немного, наверное. И все же этого достаточно, чтобы заставить вас крепко задуматься. Все дело в расширении времени – явлении, описанном в теории относительности Эйнштейна. Чем быстрее передвигается человек (а Сергей Крикалев провел более двух лет на борту станции «Мир» и Международной космической станции, движущихся со скоростью почти 30 тысяч км/ч), тем медленнее идут его часы по сравнению с часами на Земле. На самом деле все еще сложнее из-за гравитации, однако в целом Крикалев постарел за это время чуть меньше, чем если бы он не отправился в космос.

Увеличив скорость, мы добьемся более выраженного эффекта: если бы хрононавт провел свои два года в космосе, передвигаясь чуть медленнее скорости света (то есть почти в 40 тысяч раз быстрее, чем скорость МКС), он вернулся бы и обнаружил, что на Земле прошло два столетия или даже больше.

Вот это и правда путешествия во времени. Безусловно, никто не гарантирует, что когда-нибудь нам удастся развить такую скорость, да и отправиться можно только в одну сторону, однако в отличие от погружения в историю мы, по крайней мере, знаем, что это возможно. Поэтому фильмы о путешествиях в прошлое являются чистым вымыслом, а вот те картины, где герои оказываются в будущем, частично основаны на научных фактах. Жаль, что их снимают так мало!

…Единственный известный мне фильм, создатели которого попытались воссоздать условия путешествий во времени – прошлогодний «Интерстеллар». Картина посвящена расширению времени, ее герои – астронавты, обнаружившие после возвращения, что их близкие и друзья постарели гораздо быстрее их самих. Подобный персонаж – Рип ван Винкль, проспавший 20 лет своей жизни – появился в литературе еще в начале 19 века благодаря американскому писателю Вашингтону Ирвингу.

Возможно, «Интерстеллар» положит начало эпохе картин о путешествиях во времени, основанных на научных фактах, но верится в это с трудом».

Увы, вынужден огорчить Квентина Купера и его британских читателей, а также всех зрителей фильма «Интерстеллар» (который сегодня почему-то очень популярен в странах СНГ). Все эти рассуждения и показанные в фильме приключения – это несусветная глупость, порожденная полным непониманием теории Эйнштейна.

Во-первых, из теории следует, что при приближении к скорости света замедляется не только локальное время, но и локальные размеры. И в таком случае космонавт не только бы «обнаружил, что на Земле прошло два столетия или даже больше», как рассказывает нам сказки автор статьи, но вернулся бы этот космонавт сущим карликом размером со спичечный коробок.

Первым этот «прокол» совершил, видимо, Станислав Лем в романе «Возвращение со звезд» в 1960-е, где описал подобную ситуацию, но забыл про то, что по теории Эйнштейна заодно уменьшаются и размеры. А ведь картина получается, прямо скажем, невеселая. В космос улетел огромный звездолет, а на Землю возвращается игрушка не больше стиральной машины, из которой выходят лилипутики размером с детских солдатиков. Что куда более впечатляюще, чем их не постаревший вид.

Но самые главные проблемы возникают в том, что их вещество не в состоянии контактировать с нашим веществом – ибо у них совсем иной размер атомов и молекул, что определяет заодно и совсем иную скорость всех процессов – ядерных, химических и физических взаимодействий, а также биологических. Эти лилипуты в том числе не смогли бы дышать воздухом Земли, так как их организмы не в состоянии усваивать наши молекулы.

Во-вторых, теория Эйнштейна – это теория ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ, что, увы, все забыли. Искажения, возникающие при приближении к скорости света, вовсе не АБСОЛЮТНЫЕ, как неверно поняли многие ученые и за ними фантасты. Они ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ и КАЖУЩИЕСЯ. Со стороны Земли нам кажется, что на звездолете растянут ход времени и уменьшились размеры, а со стороны звездолета кажется, что на Земле время значительно ускорилось и размеры увеличились. Но стоит звездолету вернуться на Землю (в исходную систему координат), как ЭТА ИЛЛЮЗИЯ ПРОПАДЕТ. И окажется, что и размеры у всех одинаковые, и возраст у всех тот же самый.

И совершенно нелепы басни про то, что якобы:

«космонавт Сергей Крикалев, рекордсмен Земли по суммарному времени пребывания в космосе. Его можно считать «хрононавтом», поскольку в результате своего пребывания на орбите Крикалев попал в собственное будущее примерно на 1/200 секунды раньше окружающих».

Ни в какое «будущее» он не попадал. И «моложе» землян даже на 1/200 секунды не стал. Ведь в таком случае он бы просто умер, так как и все его клетки, атомы и молекулы в равной мере должны были бы измениться в размерах – пусть и незначительно, но вполне достаточно для минимум онкологических проблем.

Конечно, обывателю кажется – мол, вот мы на Земле в неподвижности, а там космонавт летает со скоростью 11 км/с. Но ведь все дело в ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ! Земля вовсе не стоит на месте, а крутится и вращается вокруг Солнца с огромной скоростью, сама Солнечная система перемещается со скоростью 30 км/с, а галактика со скоростью на порядок больше, наше скопление галактик – еще быстрее и т.д.

В этом плане мы сами – огромный звездолет. И если взять какую-то неподвижную точку в пространстве, то для находящегося там наблюдателя ракета, посланная против нашего движения (Земли, Солнечной системы, галактики и пр.) будет казаться как раз менее удаляющейся, чем мы. И соответственно для наблюдателя из этой точки как раз у землян время будет более растянуто и пространство сжато, чем у космонавтов.

Парадокс в том, что чтобы остаться в этой точке – например, чтобы остаться неподвижным относительно нашего движения галактики скоростью около 250 км/с – надо запустить звездолет с такой скоростью против направления движения галактики. Для неподвижного наблюдателя в этой точке как раз звездолет будет казаться неподвижным, а вот удаляющаяся Земля будет выглядеть удаляющимся с огромной скоростью огромным космическим кораблем.

Вот когда мы кроме двух субъектов системы вводим третий как «наблюдателя», тут и проявляется вся суть ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ. И становится очевидной вся абсурдность нынешних расхожих представлений на этот счет, вытекающая из неверного понимания сути формул Эйнштейна. Фактически все сводится лишь к тому, что по мере приближения к скорости света замедляются (для внешнего наблюдателя) процессы причинности (работа законов Природы) и организация вещества (материализация). Что, видимо, вызвано именно и только тем, что все во Вселенной и состоит из света. И приближаясь к скорости света – мы тем самым замедляем само вещество, из которого и состоим. Точнее – передачу взаимодействий нас с окружающей Вселенной. Но это лишь временная иллюзия.

 

О СКОРОСТИ СВЕТА

 

Многих теоретиков сегодня занимает идея о том, как преодолеть скорость света – что якобы заодно откроет возможность для путешествий во времени. Вот отрывок из одной научной статьи на эту тему:

«Не стоит забывать, что специальная теория относительности Эйнштейна утверждает, что ничто с массой не может двигаться быстрее скорости света; и, насколько физики могут утверждать, вселенная соблюдает это правило. Но как быть с тем, что без массы?

Фотоны по своей природе не могут превзойти скорость света, но частицы света – не единственные безмассовые вещи во вселенной. Пустое пространство не содержит материальную субстанцию, а значит не имеет массы по определению.

«Поскольку ничто не может быть более пустым, чем вакуум, он может расширяться быстрее скорости света, поскольку ни один материальный объект не нарушает световой барьер, – считает астрофизик-теоретик Мичио Каку. – Таким образом, пустое пространство, безусловно, может двигаться быстрее света».

Физики считают, что так и произошло сразу после Большого Взрыва в эпоху инфляции, которую впервые предположили физики Алан Гут и Андрей Линде в 1980-х годах. В течение триллионной триллионной доли секунды Вселенная умножалась на два в размерах и в результате расширилась экспоненциально очень быстро, значительно превысив скорость света.

«Единственный возможный способ преодолеть световой барьер может быть скрыт в общей теории относительности и искривлении пространства времени, – считает Каку. – Это искривление мы называем «червоточиной», и она теоретически может позволить нам преодолевать огромные расстояния мгновенно, буквально пронзая насквозь ткань пространства-времени».

В 1988 году физик-теоретик Кип Торн – научный консультант и продюсер фильма «Интерстеллар» – использовал уравнения общей относительности Эйнштейна, чтобы предсказать возможное существование червоточин, которые открыли бы нам дорогу в космос. Но в его случае этим кротовым норам необходима была странная экзотическая материя, которая поддерживала бы их в открытом состоянии.

«Удивительный на сегодня факт: это экзотическое вещество может существовать, благодаря странностям законов квантовой механики», – пишет Торн в своей книге «Наука «Интерстеллара».

И это экзотическое вещество может быть когда-нибудь создано в лабораториях на Земле, хотя и в небольших количествах. Когда Торн предложил свою теорию стабильных червоточин в 1988 году, он призвал сообщество физиков помочь ему определить, может ли во вселенной существовать достаточно экзотического вещества, чтобы сделать существование червоточин возможным.

«Это породило много исследований в сфере физике; но сегодня, спустя тридцать лет, ответ до сих пор неясен, – пишет Торн. Пока все идет к тому, что ответ «нет», но, – Мы пока далеко от окончательного ответа».

Конец цитаты. Снова «червоточины»…

В 1970-е в СССР сняли фильм «Москва – Кассиопея» и его вторую часть «Отроки во Вселенной», где пионеры из Москвы на советском звездолете попали как раз вот в такую «червоточину» и не только оказались в иной звездной системе, но при этом за пару минут прожили время, которое на Земле заняло лет 30. Но при чем тут ВРЕМЯ?

Чтобы выпасть из хода времени, надо выпасть из нашего пространства Вселенной – в какое-то иное пространство. В какое же? В иную Вселенную? Или в некое Небытие? Но, простите, если там нет времени, то там не может быть и никакого пространства – это азы научной философии. Ибо время и пространство – только категории материи.

«Червоточина» вовсе не означает перемещение быстрее скорости света – а означает только шлюз между двумя точками пространства – и для этого вовсе не нужны никакие звездолеты. Можно запросто пешком пройти, типа телепорта в фильме «Гостья из будущего», где школьник Коля Герасимов с авоськой пустых молочных бутылок туда-сюда через двери псевдоавтобуса перемещался по разным районам Москвы конца 21 в., наплевав на всякую скорость света. Собственно, скорость света к телепорту вообще никакого отношения не имеет – и потому нелепы невежественные попытки увязать к телепорту некие «путешествия во времени». От того, что герой фильма Коля туда-сюда по Москве телепортировался, он моложе не стал по отношению к другим.

 

ТАК ВОЗМОЖНА ЛИ МАШИНА ВРЕМЕНИ?

 

Сама суть фильма «Гостья из будущего» основана на идее машины времени, но автор сценария советский фантаст Кир Булычев ловко обошел все «проблемные аспекты» темы. Начиная с главного: вот Коля возвращается на день назад (или на секунду назад) – а там уже есть свой такой же Коля. Два Коли. Еще вернется раз 100 – уже сто Колей.

Умножение сущностей без затрат материи и энергии – что чудовищное нарушение законов сохранения вещества и энергии. Причем, это еще без рассмотрения законов причинности. Что вообще катастрофа.

Нетрудно увидеть, что машина времени предстает мультипликатором материи. У Коли по фильму в кармане примерно один советский рубль. После ряда манипуляций с перемещением во времени и мультипликацией «Колей» можно из рубля сделать хоть миллион рублей. Правда, с теми же номерами. Но глуповатый Коля, наверно, и не обратил бы внимания на такую деталь.

В этой связи вспоминается советский анекдот. Лектор из города приехал в колхоз и читает там лекцию о Пушкине. Говорит: вот череп Пушкина в 10 лет, вот череп Пушкина в 20 лет, а вот его череп после дуэли. Все колхозники в зале молчат и с раскрытыми ртами слушают, и лишь один некто вопрос задает: «А разве у Пушкина было три черепа?» Лектор его спрашивает: «А вы кто, собственно, такой?» Тот: «Я дачник, из города приехал». Лектор: «В лекции ясно сказано: лекция для колхозников».

Это как раз точно по нашей теме. Если бы были возможны путешествия во времени, то можно было бы сегодня показывать и 3, и 300, и 30 миллионов черепов Пушкина – как и самих живых Пушкиных в таком же масштабе. И со своими черепами в руках.

Вся суть в том, что время – это категория существования материи, а не физическая величина. Это лишь скорость взаимодействия элементов и субъектов материи, обусловленная Законами Природы. И это лишь ПРИЧИННОСТЬ в системе взаимодействия вещества.

Любая «машина времени» – это прежде всего и окончательно в сути именно и только МАШИНА ПРИЧИННОСТИ. Чтобы вернуться в прошлое – надо «отмотать» все за данный срок созданные во Вселенной причинные связи. Что под силу только Богу, Творцам. И то вряд ли. Вот каков уровень для такой «технологии»!

Нельзя заглянуть и в будущее, которого просто нет, оно не субъект Сущего. Оно НИЧТО. Как же можно заглянуть в Ничто? В то, что не Сущее?

Сама по себе «машина времени» фантастов – это прежде всего по своему куда как более продуктивному использованию – машина ПРОСТРАНСТВА (для мгновенных перемещений в пространстве) и машина МУЛЬТИПЛИКАЦИИ МАТЕРИИ, создающая бесконечные копии вещества.

Меня всегда удивляла и удивляет скудость фантазии фантастов, которые, идя по стопам Герберта Уэллса с его «Машиной времени», замыкаются только на аспекте чисто перемещений во времени. Ведь коль сей фантастический агрегат будет создан, то он автоматически и телепорт, и просто рог изобилия: можно наплодить ресурсов, еды, промышленных товаров, само население государства наплодить в десятки миллионов, его пересылая из секунды будущего в секунду прошлого.

Однако опасаюсь, что при этом такой бы бардак начался в нашей жизни и в самом Мироздании, что и всякий смысл нашего существования утратился бы. Точно так пропадает у геймера интерес к игре, если он начинает использовать коды.

А машина времени – это по сути и есть такие же «коды» к нашей Игре, которая называется Жизнь…

 

Информация