ЗАБЛУЖДЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ О БЕЛАРУСАХ

 

«Аналитическая газета «Секретные исследования», №23, 2012

Как иностранцы в своей ментальности воспринимают беларусов? Это очень интересный и, очевидно, важный вопрос, но его мало кто изучал. Мы решили провести небольшое исследование для читателей нашей газеты. Как оказалось, мы в этих представлениях иностранцев и сами на себя не похожи…

РУССКИЕ О БЕЛАРУСАХ

Представления русских о беларусах основаны не столько на незнании беларуской истории, сколько на мифах, связанных с представлениями самих русских о себе. Они - как некая призма, сквозь которую все заведомо видится в искаженном виде.

Абсурд начался в 1472 году, когда князь Иван III взял себе в жены племянницу византийского императора Константина Софью Палеолог. Московский князь возомнил, что получил в приданое право быть «Третьим Римом» и герб - двуглавого орла, стал называть себя «римским императором». Никто подобными спекуляциями никогда не занимался. Например, тот же князь Иван III выдал в 1495 году свою дочь Елену за литовского князя Александра. Означает ли это, что теперь следует уже Вильно именовать «Четвертым Римом», что литовские князья стали «римскими императорами» и что новый герб ВКЛ - римский двуглавый орел? Нет, потому что это глупо. Но россияне настолько ангажированы манией величия, что с полной серьезностью считают себя «Третьим Римом». Хотя к Римской империи не имеют никакого отношения, не являлись ни Римской империей, ни даже «частью Византийской цивилизации» (140 лет Московия была Византией отлучена от православия, являлась автокефальной до 1589 года, до Бориса Годунова), а были всегда лишь частью своей Великой Орды - откуда и сохранили манию величия.

Сугубо с Ордой связано и другое заблуждение Ивана III, оглашенное в 1492 году, - что он якобы имеет право на земли Литвы-Беларуси и Руси-Украины, так как московские князья получали на них ярлыки от ордынских царей. Об этом «аргументе» сегодняшние российские историки предпочитают не вспоминать, а более говорят о «праве Рюриковичей» (Иван III объявил Рюрика «четырнадцатым коленом» некоего Пруса, якобы брата римского императора-цезаря-царя Августа - и присвоил себе титул уже цезаря-царя по этим генеалогическим манипуляциям).

Спекулятивная подмена понятий происходит по сей день: даже иные беларуские политологи и военные историки всюду пишут о каких-то «исторических правах» России на суверенитет Беларуси - причем в статусе даже РЕСПУБЛИКИ (БНР, БССР, РБ), хотя Орды с ее ярлыками московским князьям давно не существует, а род Рюриковичей прервался еще со смертью Ивана Грозного. Рюриковичи, предположим, имели хоть какое-то иллюзорное право «собирать земли Руси», называя себя «государями всея Руси по наследству от римского цезаря Рюрика». Но род Романовых - это уже не Рюриковичи, а потому такого права на «бывшие уделы Рюриковичей» у них ПРОСТО НЕТ И БЫТЬ НЕ МОЖЕТ. Однако каким-то чудным путем манипуляций «право владения Беларусью и Украиной» перекочевало от Рюриковичей вообще ко всем любым правителям России, начиная от Бориса Годунова и кончая большевиками и нынешними великодержавниками. Так, бывший мэр Москвы как-то заявил: «Беларусь и Украина принадлежат России по праву власти Рюриковичей». Но разве Юрий Лужков является Рюриковичем, чтобы высказывать такие территориальные претензии? Пусть предъявит документы, что он Рюрикович, а статус просто мэра Москвы не является основанием для «собирания земель Рюриковичей».

Павел Терешкович в очерке «Русские в Беларуси: постинтернационалистская рефлексия» (журнал «Неман», 1992, №6) писал:

«Иван III объявил себя не просто царем, а еще и государем «всея Руси». Беларусь и Украину он рассматривал как «из старины от прародителей отчизну» и обещал, что воевать будет до тех пор, пока не отвоюет все, «и мира с Литвой не будет, а перемирия нужны лишь для того, чтобы собраться с силами». Эта идея и определяла политику России по отношению к своему ближайшему соседу на протяжении 300 лет, до тех пор пока Екатерина II, по-воровски разделив Речь Посполитую, не заявила: «Отторженая возвратих».

Россияне и пророссийски настроенные беларусы парадоксальным образом трактуют политику России в отношении к Беларуси как «братскую», игнорируя ее истинное содержание имперской экспансии и этноцид. Не удивительно, что в таком свете преступления царизма прочно забываются, а сама история предстает в искаженном виде.

Вот забавный пример: несколько лет назад в Беларуси было «воссоздано» «белорусское казачество», которое своим кумиром и создателем объявило могилевского шляхтича Поклонского - на основании того факта, что тот 22 июля 1654 года «выехал на государеву сторону». То есть перешел на службу оккупационным войскам Алексея Михайловича Романова.

Оставляю в стороне вопрос, что Алексей Романов не был Рюриковичем и «собирать Русь» не имел никаких юридических прав, был по международному праву ТОЛЬКО АГРЕССОРОМ, который к тому же истребил половину жителей Беларуси. И потому коль сегодня заявляется «белорусское казачество», то оно в ту войну должно было воевать не за московского оккупанта, а за своих беларусов, которых тот истреблял.

Но, провозглашая своим «создателем» Поклонского, пророссийские «белорусские казаки» не знают или знать не хотят тот факт, что через полгода, то есть 5 февраля 1655 года, он восстал против России. «С Москвой нам не век жить, знаете, какие она мерзости наделала», - писал «создатель белорусского казачества», объясняя свой поступок.

Вряд ли сегодняшние беларуские казаки, записавшие в устав служение России, порадуются словам их «создателя»:

«Мы в лучшей вольности прежде за ляхами были, чем теперь живут наши; собственные глаза мои видели, как бездельно поступала Москва [народ Московии] с честными женщинами и девицами», «насмотрелся я над кутеинскими монахами, как Москва почитает духовенство и вещи церковные; в церкви престолы сами обдирали и все украшения церковные в столицу отослали, а самих чернецов в неволю заслали, а что с отцом митрополитом и другими духовными делают. Жаль, вместо лучшего в худшую неволю попали».

Согласно высказыванию патриарха Никона, Алексей Михайлович собирался вывезти из Беларуси в рабство 300 тысяч беларусов. Ремесленники были рабами в Москве, других продавали на невольничьем рынке в Астрахани туркам и татарам. Это что - «братство народов»?

Когда летом 1655 года царь Алексей Михайлович «тишайший» ощутил открытое сопротивление со стороны беларусов на фоне полномасштабной партизанской войны ВКЛ-Беларуси против российских оккупантов, он отдал своим войскам указ перейти, по существу, к тактике выжженной земли, применявшейся во Второй мировой войне нацистскими оккупантами. Вот типичное донесение А. Трубецкого о боевых действиях по пути от Слуцка до Слонима: «…идучи дорогою, села и деревни и хлеб и сено и всякие конские кормы мы по обе стороны жгли и людей побивали и полон имали, и разоряли совсем без остатку, и потому ж жечь и разорять посылали». По этим маршрутам население было почти полностью истреблено русскими: например, на Гомельщине выжил только один из десяти жителей.

За 17 лет войны России за «собрание Беларуси» наше население сократилось более чем в два раза - с 2,9 млн. человек до 1,4 млн. На восстановление довоенной численности населения ушло 200 лет. Этот геноцид в разы больший, чем потери беларусов от оккупации нацистов в Великой Отечественной войне. Но подобное сравнение приводит в бешенство российских историков и политологов, они его называют «кощунственным». В их «призме истории» геноцид беларусов был правильным шагом для присоединения Беларуси к Великой Российской империи, да еще и «братской помощью беларусам, изнывавшим веками от ига» невесть чего. То есть от ига своего суверенитета и ига своего национального государства. А с нашей стороны, потерпевшей от этого «воссоединения», все представляется совсем иначе.

Павел Терешкович писал в журнале «Неман»:

«И это еще не все последствия войны. Она стала своеобразным водоразделом в истории беларуского народа. До нее - Всеслав, Евфросиния, Грюнвальд, государственный статус языка, Скорина, Будный, Тяпинский, Статуты Великого княжества Литовского, после нее - многовековая, не закончившаяся до сих пор изнурительная борьба за право «людзьмi звацца», называть свой народ народом, язык - языком, говорить на нем, писать и печатать книги, учить на нем детей.

На рубеже XVI и XVII веков натиск контрреформации и полонизации лишил беларусов поддержки собственной земельной аристократии. Но оставалось еще мещанство, в городах действовали братства, школы, типографии. Русское нашествие уничтожило и это. Беларусы превратились в так называемый «малый народ» - этнос с неполной социальной структурой, состоявший почти полностью из крестьян. Именно в это время в сознании беларуса, которому стали вбивать в голову, что его язык «хамский», «холопский», начал формироваться комплекс неполноценности - основа будущей манкуртизации».

Почти все советские и российские историки врали и врут по сей день, что раз в Беларуси с 1650-х годов перестали появляться яркие памятники зодчества, шедевры литературы и прочие культурные достижения, то это, вкупе с распространением полонизации, якобы «доказывает упадок Беларуси, ее неспособность к самостоятельной государственности вне России, ее вообще самовырождение».

Это логика изувера: самому отрезать пилой соседу ноги и потом удивляться - смотрите, он выродился и зачах настолько, что ходить не может. Упадок Беларуси после российского нашествия и последующая культурная полонизация - это целиком результат только русского геноцида над нашим народом в войне 1654-1667 годов. Почти целиком было уничтожено городское население, уничтожены цеха ремесленников, типографии и школы - все, что являлось результатом цивилизационного развития беларусов на протяжении веков. Это не просто геноцид, это вандализм.

В эпоху Речи Посполитой русские воспринимали беларусов (тогда литвинов Литвы) как главного врага, который «хуже татарина». Но при этом сами русские массово к нам бежали. Например, по данным российских властей, только с 1719 по 1727 гг. (за 8 лет!) в ВКЛ-Беларусь убежало из России 198 тысяч человек, в том числе из Московской губернии - 68 тысяч, что составило 3,4% ее населения. От нас же в Россию никто не бежал.

В основном беглые из России являлись православными староверами, которых там преследовали якобы «православные» власти. Как русские староверы относились к беларусам? Казалось бы, их массово приютила наша страна, но во время восстания 1863-1864 гг. они предали Беларусь и поддержали власть, которая в течение 150 лет преследовала их, убивала их предков, превращала в скитальцев. В определениях царского колониализма они тут же превратились из «замкнутых и невежественных» в «прочный элемент, способствующий обрусению края». Вешатель Муравьев пообещал староверам землю, но в 1871 году свой указ с этим обещанием отменил.

Но причины предательства староверов их новой Родины не в подкупе. Павел Терешкович писал в журнале «Неман»:

«Взаимоотношения староверов с ближайшими соседями - крестьянами-беларусами - были не совсем простыми. Приведу цитату из «Вестника Западной России»: «Великороссы не только не роднятся с белорусами, литовцами и поляками, не только не берут себе жен из этих племен, но избегают даже знакомств и всяческих сношений с ними. Иные торговцы ведут торговлю, но в приказчики никогда не возьмут из «тутэйших». Дело, однако, было не только в «высокомерии» староверов. Нежелание поддерживать близкие отношения было обоюдным. «Не за тое маскаля бьюць, што украу, а за тое, што дрэнна схавау», гласит беларуская пословица. То, что староверы были нечисты на руку, свидетельствуют многие этнографы, например, А. Киркор и Л. Сементовский».

Царизм, ликвидируя Унию и Статут ВКЛ, объявил решительную борьбу «для уничтожения в жителях Северо-Западного края всякой мысли о самостоятельности действующего у них законодательства, могущего служить какой-либо преградой к слиянию их с коренной Россией». Было высочайше запрещено употреблять «впредь никогда» названия Беларусь и Литва (беларусов стали именовать «западнорусами», что, кстати уже противоречит объявлению себя российскими правителями как «государями Белой Руси» - по логике, это объявление следовало считать «сепаратистским»). Но при всех усилиях царизма по уничтожению беларуской идентичности, которые отрицали нас самостоятельным народом, ставили нас частью русских и объясняли наши этнические особенности «вредным польским влиянием», - реальность показывала, что при контакте беларусов с русскими часто последние принимали нашу идентичность.

По переписи 1897 г. свыше 12% из 68 тысяч староверов назвали своим родным языком беларуский (говорили на нем в семьях); в 1914 в Беларуси жило уже около 100 тысяч староверов, и вырос процент беларускоязычных из них.

Но процесс русификации беларусов, конечно, шел более высокими темпами: по переписи 1897 г. только 90 тысяч русских были переселенцами или потомками переселенцев из России, а остальные 145 тысяч «русских» - уроженцы Беларуси и по происхождению беларусы (кстати, совсем немного из тогда около 6 миллионов беларусов в сравнении с тем фактом, что только при последней переписи населения РФ в «русский этнос» себя записали 160 тысяч бурятов). Павел Терешкович о них говорит так:

«Это беларуские Иваны, не помнящие родства, для которых «западнорусизм» стал не только идеологией, но и формой этнического самосознания. …В начале ХХ века «западнорусисты» обнаружили, что, оказывается, есть еще кого ненавидеть «с болью и наслаждением» [как они ненавидели поляков и евреев по мнению журнала «Вестник Западной России»] - беларусов. Тех беларусов, которые посмели заявить, что край этот не только не польский, но и не русский, а есть радзiма, Беларусь. «Европейско-масонский план разрушения русского государства», «белорусская белиберда» - вот примеры перлов изящной словесности, обрушенных на головы издателей «Нашей нiвы».

Еще несколько лет назад генерал Макашов и его КПРФ ввела в России термин «этическая оккупация»: мол, евреев в РФ всего пара процентов, но они составляют непропорциональную часть среди правительства, СМИ, олигархии, деятелей культуры и пр. Мол, караул! Россия теряет свое русское лицо, ею правят не коренные жители.

А какова была картина в Беларуси в 1897 году? Русских всего 235 тысяч человек (3,6% населения). Но русские составляли у нас 19% всех дворян, 10% купечества, 46% чиновников и 54% духовенства. И что на это скажет генерал Макашов? Это в чистом виде колониализм и этническая оккупация.

При этом 145 тысяч из общего числа русских в 235 тысяч человек - являлись теми «русскими кадрами» из числа беларусов-аборигенов, которые метрополия подготовила на месте для управления своей колонией. То есть вчера был беларусом, а сегодня себя в русские записал ради благоденствия - и как бы стал «народом-управителем». Среди претензий генерала Макашова к евреям РФ этого «преступления» как раз нет: никто в России из русских в евреи не записывается, чтобы сделать свою карьеру.

И еще парадокс. В январе 1989 года в Беларуси насчитывалось 1 млн. 342 тыс. русских, это 13,2% населения. По переписи октября 2009 года число русских уменьшилось в РБ до 788,8 тыс. и составляло уже только 8,3% населения. А беларусы числом в 7 млн. 954,8 тыс. составляли уже 83,7% населения. Таким образом, как замечает беларуский историк Анатоль Тарас, за 20 лет доля русских сократилась на 4,9% (в абсолютных цифрах - на 553 тыс. чел.), тогда как доля беларусов выросла на 6,3%.

Куда делось более полумиллиона русских Беларуси? Как это объяснить? Как ни странно - именно тезисом КПРФ про то, что «евреи СССР мимикрировали под русских для вхождения в российские власть, культуру, науку и прочее». Коль там была эта «мимикрия», то была и в БССР. С 1989 началась массовая миграция евреев БССР в Израиль и США, но из них к этому времени большая часть имела русские фамилии, потому они искали всякие метрики и доказательства своего еврейского происхождения, предоставляя их при эмиграции в соответствующие органы. В 1990-ые это была целая эпопея в Беларуси: уехало порядка 300 тысяч с еврейскими фамилиями, а другие евреи, которые поменяли фамилии на русские и беларуские, тоже этого захотели и искали документального подтверждения, что они именно евреи.

Столь катастрофически быстрое уменьшение так называемой «русской диаспоры» в Беларуси (на около 40% в 90-ые) связано вовсе не с депопуляцией, а с тем, что существенная ее часть оказалась на деле евреями, которые уехали в Израиль и США. Миф о «русской диаспоре» в Беларуси подрывают и приведенные выше данные переписи 1897 года, согласно которым уже тогда этническими беларусами были 145 тысяч из общего числа русских в 235 тысяч - две трети. Сегодня тенденция иная - в национальном государстве многие из смешанных браков предпочитают себя по национальности определять беларусами, потому пропорция беларусов в стране будет только расти. Что прямо противоположно тенденциям в царской России и СССР.

Разбился еще один миф русских о нас: что якобы в Беларуси «весома русская диаспора» как часть общего мифа об «историческом единстве двух народов». История у нас общая, это верно. Но история злая и полная только насилия, и называть это «общей исторической судьбой двух народов» могут только мазохисты, которые насилие намерены и дальше продолжать. А вот никакого «единства двух народов» как не было, так и нет.

Сегодня русские, приезжающие в Беларусь, демонстрируют тот факт, что никогда в России не понимали беларусов. Они готовы в нас видеть только таких же, как они сами, россиян - но вовсе не беларусов! Что всегда веками и было.

Ниже - рассказ об опыте общения беларуских гидов с туристами из России.

*     *     *

Издание "Туризм и отдых" опросило беларуских экскурсоводов, которые работают с российскими туристическими группами, задав очень простой и конкретный вопрос: «Какие факты из истории Беларуси вызывают шок у российских туристов?»

Анатолий Варавва, один из старейших экскурсоводов Беларуси, лауреат конкурса «Познай Беларусь» в номинации «Экскурсовод года», автор многочисленных путеводителей:

- Практически любой факт, который ты называешь, рассказывая о событиях, произошедших на нашей земле, вызывает у российских туристов шок. Они даже мысли не допускают, что наша история может отличаться от общероссийской!

Татьяна Хвагина, научный сотрудник Полесского государственного университета, председатель Пинского отделения Белорусской ассоциации экскурсоводов и гидов-переводчиков, лауреат конкурса «Познай Беларусь» в номинации «За разработку туристско-экскурсионных маршрутов по Беларуси», автор многих книг и путеводителей:

- Пока на Полесье российских туристов мало, но мне с ними работать очень трудно. Вначале я не могла понять, как образованные люди могут не знать важнейших фактов из истории ВКЛ? Потом мне попал в руки «Большой энциклопедический словарь», изданный в Москве научным издательством «Большая российская энциклопедия». Там собрано множество полезной информации, есть текст про Великое княжество Финляндское, но нет ни слова о Великом княжестве Литовском! Меня это просто потрясло. Получается, что в сознании наших соседей провал целых шести веков истории беларуской земли! После этого открытия я совсем спокойно стала относиться к тирадам некоторых российских коллег, которые позиционировали себя как историки и заявляли: «Нет никаких белорусов, это искусственно созданная нация, а белорусский язык вообще не существует в природе, от силы - это наречие русского языка!» И теперь, если мне не удается увернуться от российской группы, я всегда начинаю экскурсию с краткого рассказа об истории ВКЛ. Без этой предварительной информации объяснить логику и смысл происходивших событий на территории Беларуси россиянам в принципе невозможно.

Ирина Лавровская, доктор урбанистики и архитектуры, член общественной комиссии при Министерстве культуры РБ по охране памятников, автор путеводителя «Брест. Первое тысячелетие»:

- Россияне понятия не имеют об истории Бреста - у них полный шок от информации, что Брестcкая крепость построена на фундаментах древнего Бреста, что при этом было уничтожено такое огромное количество храмов, что город в начале XIX века был перенесен российскими властями на новое место, что до этого он долгие столетия входил в состав ВКЛ и Речи Посполитой, что в 1915 году город вновь был взорван, а население насильственно эвакуировано вглубь Российской империи.

Алексей Дубровский, экскурсовод, лауреат конкурса «Познай Беларусь» в номинации «За личный вклад в развитие туризма», автор книги «Край под белыми крыльями»:

- Россияне действительно практически ничего не слышали о ВКЛ и уж тем более не знают, что было время, когда Москва была вассалом Великого княжества Литовского, что на Куликовом поле сражались хоругви из Полоцка, Брянска, Киева. Сражались - потому что они защищали свои восточные земли! А сегодня российские туристы думают, что все огромные территории, которыми владела Российская империя, были исконно русскими.

Анатолий Варавва:

- Справедливости ради, надо заметить, что и наши беларусы не очень-то хорошо знают историю российских окраин, многие тоже думают, что у России всегда был Дальний Восток, Кавказ и т.д. Но наши люди гораздо терпимее, они никогда воинственно не отстаивают свою точку зрения. А вот россиянам по дороге из Минска в Брест очень сложно рассказывать о трех разделах Речи Посполитой, восстании под предводительством Тадеуша Костюшко и тут же продолжать говорить о подавлении этого восстания Суворовым. Как сказать правду и не обидеть гостей? Очень сложная задача, решить которую не всегда удается.

А война 1812 года? Для россиян - она отечественная. А для нас, для наших предков, которые менее чем за 20 лет до этого пережили третий раздел своей страны? Одни шли в войска Наполеона, надеясь на восстановление ВКЛ, другие присягнули новой власти и воевали с войсками Наполеона, а у рекрутов вообще никто ничего не спрашивал. Из них делали пушечное мясо. В итоге беларусы в битве под Бородино были как с одной стороны, так и со второй. И в знаменитой переправе Наполеона через Березину эта же ситуация повторилась: часть наших предков, утопая и замерзая в ледяной воде, строила переправу, чтобы спасти остатки армии Наполеона, а другая часть ожесточенно наступала.

Но еще больше непонимания в оценке предыдущих столетий. Так россияне совершенно не идентифицируют Ливонскую войну с Беларусью. В их понимании Иван Грозный пытался «прорубить окно» в Европу, а для нас это была кровопролитнейшая война с безжалостным агрессором, совершенно бессмысленная, так как она не принесла никаких результатов. И знаменитые письма Курбского Ивану Грозному писались на территории ВКЛ, и Лже-Дмитрий воспитывался у нас, и униатских монахов позже зарубил царь Петр I в христианском (!) Полоцком Софийском соборе, и королевский трон Станислава Понятовского после третьего раздела Речи Посполитой был приспособлен Екатериной II в качестве отхожего места и т.д., и т.д. Все эти факты зафиксированы в истории, мы не можем их не знать, а для россиян это - открытие! Это результат нашей советской историографии, может быть, поэтому россияне и не понимают наши сегодняшние разногласия?

Татьяна Хвагина:

- Действительно, многие русские искренне думают, что именно Россия освободила нас - несчастных славян - из-под многовекового польского гнета (будто поляки не славяне! - Прим. Ред.), причем так же они думают и об украинцах. А на самом деле - мы другие! У нас своя история, которая имеет глубокие корни. Это не хорошо и не плохо, это факт, с которым необходимо считаться, если мы хотим строить добрые отношения. Безусловно, у нас есть некоторые разногласия и с другими соседями, есть факты, которые по-разному трактуются в Беларуси, Польше и Литве. Но на дворе - XXI век, мы люди цивилизованные, и мы должны двигаться вперед - помня свое прошлое и уважая точку зрения соседей.

*     *     *

Издание «Беларуский партизан» дает такой комментарий этой публикации:

«Если мы сами добровольно не только на протяжении всего прошлого столетия, но и даже после объявления независимости нашего государства практически отказались от истории Великого княжества Литовского и фактически подарили ее северному соседу, то чего можно требовать от соседа восточного?

Удивительная вещь: почти двадцать лет назад наша страна получила независимость и новое официальное название, стала полноправным субъектом международного права, а россияне - не просто граждане, но и руководители страны - по-прежнему называют нас Белоруссией. Почему? Почему добавление еще одного «н» в слово Таллинн хоть и с ехидными замечаниями, но было принято практически сразу, а вот название Беларусь в России никак не приживется?

…Но только ли дело в наших соседях? Может быть, проблема скрыта гораздо глубже? Если мы сами добровольно не только на протяжении всего прошлого столетия, но и даже после объявления независимости нашего государства практически отказались от истории Великого княжества Литовского и фактически подарили ее северному соседу, то чего можно требовать от соседа восточного? Конечно, теперь ситуация меняется, постепенно мы начинаем уходить гораздо глубже "великого дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков". Но время-то потеряно. Если многие граждане Беларуси не знают свою историю, то, может быть, не стоит ни к кому предъявлять претензии, а начать с самих себя? Наша страна получила название БЕЛАРУСЬ. Это необходимо нам всем осознать и всячески подчеркивать. Тогда по-другому к нам будут относиться и соседи».

ЗАПАДНЫЕ МИФЫ О БЕЛАРУСАХ

Многие эмигранты из России и их потомки распространяют на Западе взгляды о Беларуси, имеющие характер реакционного великорусского шовинизма. Например, в 1991 году славистка Парижской АН Элен Д’Анкосс (из семьи российских эмигрантов) в своей статье "Белоруссия: изобретение Советской власти" писала (в газете "Фигаро" за 28.08.91):

"Белоруссия не имеет ярко выраженных национальных особенностей. Белорусская нация не имеет исторического существования. Её язык придуман искусственно на основе местных наречий в 20-ые годы Советской властью".

К сожалению, представления Запада о беларусах формируются часто на основе именно таких суждений. Геннадий Саганович в 2001 году в журнале «Беларускi гiстарычны агляд» (сш. 1-2) проанализировал работы многих западных историков о ВКЛ и пришел к удручающему выводу, что у этих авторов о беларусах нет ни слова. Неудивительно, что появление на карте Европы нового государства Республика Беларусь показалось для западных обывателей «экзотикой» (хотя Беларусь является соучредителем ООН с 1945 года).

Интересно взглянуть, как представляют Беларусь в западных фильмах. Если о России там сложился образ страны, в которой по улицам бродят медведи, то о Беларуси и беларусах вообще крайне странные воззрения.

«Терминал»

В фильме Стивена Спилберга «Терминал» герой Тома Хэнкса оказывается родом из Гомеля!

По сюжету гражданин некой восточноевропейской страны под названием Кракозия приезжает в Нью-Йорк и прямо в аэропорту узнает, что в его стране произошла революция и все отношения с ней прерваны. А главное - его документы недействительны. Ни отправить обратно, ни выпустить из аэропорта прилетевшего не могут.

Зоркие зрители вскоре рассмотрели: документы у героя Хэнкса беларуские! Причем выписаны на женщину! У него в руках оказались водительские права с надписью: «Вадзіцельскае пасведчанне», место выдачи - город Гомель. На кириллице полное имя Виктора в удостоверении выглядит - «Гуліна Гульнара Надыраўна».

Как оказалось, Гульнара Гулина проживала с родителями в военном городке в деревне Зябровка под Гомелем. В 1995 году она получила права, а в 1999-м эмигрировала в США, куда их с собой и увезла. Об этом несколько лет назад «Комсомольской правде в Белоруссии» сообщили в УГАИ УВД Гомельского облисполкома. Как документ попал к Спилбергу, так и осталось загадкой.

Спилберг впечатал под «Гуліна» NAVORSKI, под «Гульнара» VIKTOR. С такими документами действительно в США не пустят. Виктор Наворский - явно беларус (не поляк, не русский, не украинец), плюс права беларуские, поэтому возникает вопрос: почему Спилберг решил, что в Беларуси вот-вот произойдет государственный переворот, да к тому же такой ужасный, что Штаты разорвут отношения с новым правительством? Это, очевидно, отражает представления знаменитого режиссера о нашей стране.

Мультфильм «АМЕРИКАНСКИЙ ХВОСТ» («Американская история»)

Стивен Спилберг явно неравнодушен к Беларуси. Еще в 1986 году он продюссировал мультфильм «Американский хвост», в котором всех нью-йоркских котов распугали огромной мышью из Минска.

Слухи о том, что предки Спилберга родом из беларуского села Мышковичи, что где-то на Могилевщине, скорее всего верны. Мультфильм начинается с того, что в конце XIX века добропорядочное семейство мышей-евреев по фамилии Мышковичи (Mayсковицы в оригинале) было вынуждено спасаться из Минска бегством от зловещих русских котов и эмигрировать в Америку. Мышонок Файвел по дороге теряет родителей. Но в конце мультфильма, прибыв в Америку и распугав всех котов, Файвел находит семью.

Папа семейства Мышкович Генри в начале мультфильма говорит:

- А я вам когда-нибудь рассказывал про огромную гигантскую мышь из Минска? Эта мышь из Минска высотой с дерево, а хвост у нее с целую милю. Она такая большая! В Америке нет кошек, вот что самое главное.

И далее:

- Наша семья путешествует из Минска. И вдруг мой папа увидел огромного кота. Огромный какой! Я остался сиротой. Но в Америке нет кошек! Ура! И улицы вымощены сыром!

Приехав в Америку, оказалось, что там не все так просто. И коты все-таки есть (то есть антисемиты). Но умные мыши соорудили огромное чудище, на теле которого большими буквами написали: «БОЛЬШАЯ МЫШЬ ИЗ МИНСКА» и прямо возле статуи свободы с ее помощью распугали всех котов. Хэппи Энд.

Так почему большая мышь именно из Минска? Это, видимо, отражает уже оторванные от современной действительности представления о дореволюционной Беларуси как о «земле обетованной». Когда евреи в дореволюционное время эмигрировали из Беларуси, большинство населения Минска и других наших городов было еврейским (города и беларускими нельзя было назвать, так как беларусов там жило лишь около 10%), плюс в Минске прошел знаменитый первый съезд сионистов - может быть, это и есть «большая мышь из Минска» Спилберга?

Попробуем поискать ответ на эту загадку.

Писатель А.П. Субботин в книге «В черте еврейской оседлости» еще во времена Российской империи писал про Минск:

«В самом городе из 70 тысяч жителей - около 50 тысяч евреев, так что в этом отношении Минск уступает только Вильно, Одессе и Бердичеву, если не считать Варшавы, где положение евреев и самый быт их имеют другой характер… В Минске всего 3 русские лавки… В 1886 году по всей Минской губернии считалось 1630 питейных заведений, из них 1548 или 95% фактически были в руках евреев. Из 35 пивоваренных заводов в губернии 35 в руках евреев… Все 15 табачных фабрик и 5 оптовых складов табака в Минской губернии принадлежали евреям; из 1297 табачных лавочек только 4 принадлежали христианам. …Вообще же, если взять всю Минскую губернию, то в ней в 1885 году считалось 325 фабрично-заводских предприятий, в т. ч. 58 еврейских (17,8%). Ремесленников-неевреев здесь всего несколько человек, мастеров-евреев считается здесь, по точным специальным данным, 3515, подмастерьев - 1812…»

В Минске еще в начале 1880-х годов была создана группа «Кибуц нидхей Исроэл», ставившая целью покупку земель в Палестине; здесь активно действовал Бунд, возник в Минске «Поалей Цион». В сентябре 1902 года в Минске состоялась Всероссийская сионистская конференция, больше известная как «Минское собрание». Эта конференция стала первым легальным съездом сионистов в России. И последним: вскоре сионизм в Российской империи был запрещен. Дом, где проходила Всероссийская сионистская конференция, собравшая 600 делегатов, принадлежал еврейскому купцу и назывался «Свадебный зал «Париж» (ныне угол ул. Мясникова и Коллекторной).

В 1917 году в Минске было 83 синагоги (в Могилеве - 50, в Бобруйске - 42, в Витебске - 30, в Гомеле - 26), а еврейское население города достигло 67 тыс. человек - больше половины всех жителей. Число синагог в Минске превышало количество церквей и костелов.

Ну, действительно БОЛЬШАЯ МЫШЬ МИНСКА!

В Америке такое и не снилось.

«Приговоренные»

В триллере режиссера Скотта Вайпера телепродюсер проводит экстремальное реалити-шоу на необитаемом острове. Он выкупает из тюрем стран третьего мира 10 смертников-убийц, которые под прицелом телекамер сражаются за единственную жизнь. Игра ведется по принципу «выживает сильнейший», так как задача, стоящая перед «участниками», - убить остальных игроков, чтобы остаться в живых и оказаться на свободе.

Первый участник смертельной схватки - из Беларуси. На экране написано: «Беларусь, Дзержинск, Витебская колония». На военной форме охранников красовались кокарды и шевроны с гербом «Пагоня». Забавно…

«Турист»

Американский турист (Джонни Депп) встречает в поезде загадочную красавицу (Анджелина Джоли), которая втравливает его в крупные неприятности со шпионскими заговорами, спецслужбами, погонями и перестрелками. На главного злодея - английского мафиози-миллиардера Реджинальда Шо - работают наёмники-убийцы. На протяжении всего фильма они говорят на беларуском языке: «Зразумеў», «Пайшоў ты»… Однажды мафиози и сам переходит на нашу мову.

«Пароль: рыба-меч»

Герой Джона Траволты - террорист - хвастается, что легко может купить в Минске ядерные боеголовки.

Сюжет построен на приключениях бывшего хакера, которого после выхода из тюрьмы нанимают для взлома баз данных правительства США. Герой Траволты, который наказывает террористов, наносящих вред Америке, заставляет компьютерного гения работать на себя. Когда хакер понимает, что работает на убийцу, он обвиняет его в терроризме:

- Ты ошибаешься, Стенли. Тысячи людей умирают без причины, - объясняется с компьютерщиком герой Траволты. - Чего ж ты их-то не жалеешь?! Отдаешь свои 20 баксов «Гринпису» и думаешь, что изменишь мир? Какая страна примет террористов, увидев, какие это влечет последствия? Ты знаешь, я могу купить ядерные боеголовки в Минске за 40 миллионов штуку. Черт! Да если я возьму дюжину, они мне даже скидку сделают!

«Вызов»

Этот голливудский фильм называют «самым беларуским», поскольку в основе картины режиссера Эдварда Цвика - якобы подлинный сюжет из истории Беларуси. Зрители узнают историю о четырех братьях Бельских, которые во время нацистской оккупации создали под Новогрудком еврейский партизанский отряд и спасли от уничтожения более 1200 евреев.

В съемках участвовало более 300 человек из 25 стран, в том числе звездный Даниэл Крейг, сыгравший ранее Джеймса Бонда, и студенты выдворенного из Беларуси Европейского гуманитарного университета. Фильм снимали в Летуве, хотя по сюжету действия разворачиваются в Налибокской пуще. По словам автора сценария Клея Фромана, это объясняется тем, что «в Беларуси контролируемое общество».

Вот мнение одного из беларуских зрителей:

«Фильм «Вызов» очень тенденциозный. Беларусы там представлены как антисемиты, непрерывно пьющие водку. Чего же тогда Бельские перешли с польской территории пущи на беларускую, если их там ждали «антисемиты»? Да потому что на польской территории они бы точно не выжили. И почему-то не упоминается, что официально отряд Бельских назывался «Отряд имени товарища Калинина бригады им. В.И. Ленина».

«Любовь и Смерть»

Любимый фильм Вуди Аллена «Любовь и Смерть». Один из персонажей (слуга-дурачок) едет на съезд идиотов в Минск. На вокзале его встречает надпись: Welcome to Minsk idiots!

«Большой Лебовски»

В картине «Большой Лебовски» главный герой весь фильм пьет коктейль «Беларус» («Белый русский») - водка с молоком. Удивительная трактовка понятия «беларус».

*     *     *

Список фильмов, где упоминается Беларусь, можно продолжить. Это сериалы «Шерлок», «Спецназ», «Шпионка», «Западное крыло», «Тайные связи» и многие другие. Также в фильме ужасов «Монстро» есть момент, когда некий человек подбегает к главным героям и говорит "Сябра, сябра! Нешта трэба рабiць". А в сериале "Друзья" у Фиби приятель все время ездил в Минск.

Так почему именно Минск? Любопытная подробность: Бартон Финк, глава кинокомпании Capital Pictures в интервью сказал, что он из Нью-Йорка, но тут же поправил себя и заявил: «точнее, я из Минска».

Ответ в том, что многие режиссеры и актеры Голливуда родом отсюда. Например, одна из самых сексуальных актрис планеты Скарлетт Йоханссон, звезда «Индианы Джонса» Харрисон Форд и любимчик женщин Майкл Дуглас. Один из основателей Голливуда - Луис Барт Майер родился в Минске в 1885 году. А родители четырёх братьев Уорнеров (компания Warner Bros.) эмигрировали в США из Беларуси.

По официальным данным, каждый десятый житель Нью-Йорка - еврей, из них почти каждый второй - эмигрант из Беларуси. Они и задают в Штатах определенные стереотипы о нашей стране, часто ретроспективные, как у Спилберга с его «большой мышью из Минска», где передается история погрома казаками в Гомеле 1903 года. О других же аллегориях Голливуда, связанных с Минском, можно строить только предположения. Почему в любимом фильме Вуди Аллена «Любовь и Смерть» один из персонажей едет на съезд идиотов именно в Минск? Возможно, эмигранты считают ретроспективно идиотами тех, кто не уехал в США и остался в Минске?

В любом случае представления Америки о Беларуси во многом формируются именно этой эмигрантской средой (в том числе на высшем уровне: например, дед Хилари Клинтон родился в Беларуси, многие политические лидеры Израиля тоже отсюда родом). Для них Беларусь - родина предков, потому они ее особо выделяют, пусть и по-своему. Но все же для большинства американцев и европейцев Беларусь остается чем-то крайне малоизвестным.

Несколько раз случались казусы, когда представителям ООН от африканских стран казалось «расистским» название «Белая Россия» (так по-английски до 1991 года звучало название Беларуси), они расспрашивали советских дипломатов по этому поводу - мол, нет ли в СССР расизма со стороны этой «Белой России». Ведь в ЮАР при апартеиде всюду висели плакаты «Только для белых».

Но следует признать, что представления и самих беларусов о других странах и народах подчас не менее карикатурны и стереотипны. Иные дедки с советских времен твердят, что «московцы сожрали всю нашу бульбу», а другие с тех же времен верят, что «в Америке негров линчуют».

Все просто: вот вошел в голову человеку стереотип представлений - и живет с ним всю его жизнь. И ведь не переубедишь…

 

Информация