БЕЛАРУСЫ МОЛЯТСЯ ЦАРЮ

 

 

Артем ДЕНИКИН

«Аналитическая газета «Секретные исследования», №16, 2012

Что заставляет современных жителей Беларуси молиться на иконы российского царя?

Газета «РЭСПУБЛIКА» 14 апреля 2012 г. напечатала статью Евгении БЕРЕЗЮК «В деревне Крайск молятся Николаю II и называют в его честь детей». Приведем отрывки из этой публикации.

СТАТЬЯ В ГАЗЕТЕ

«Деревня Крайск Логойского района по-своему уникальна. Здесь, в белорусской глубинке, молятся Николаю Второму и называют детей в честь царской семьи. А государь является крайцам во снах и помогает им во всех делах. Пока в Могилеве, где в свое время была Ставка Верховного командования русской армии, шли бурные дискуссии, устанавливать ли бюст императора, подаренный россиянами в 2009-м, в Крайске такой памятник стоял уже год. Первый и единственный в стране. Жители деревни прекрасно знают об эпитете «кровавый», который давно прописался в учебниках истории за последним русским самодержцем, но имеют на этот счет свое мнение.

Деревня Крайск с населением в 340 жителей целиком оправдывает свое название: до райцентра - 40 километров, транспортное сообщение более чем неудобное. Но, тем не менее, география прихожан Свято-Николаевской церкви, на территории которой стоит бюст царя, признанного РПЦ святым, давно вышла за пределы Минской области.

Подхожу к бюсту. Царь в парадном мундире, при всех регалиях. Почти такой же, как и подаренный управой Соколиная гора Восточного административного округа Москвы могилевчанам. Только тому было уготовано стать всего лишь частью музейной экспозиции. Читаю на постаменте: «Сей бюст - наша благодарность Святым Царственным Великомученикам за многолетнюю Небесную помощь нам, верующим христианам и нашему Православному Крайскому приходу».

- Я очень переживала, примет ли меня царская семья? Ведь я родилась 7 ноября, и вдобавок нам с мужем в этом храме удалось повенчаться только с третьей попытки, - рядом со мной стоит прихожанка Надежда Труднова. - Молила Бога дать мне знак. И снится мне сон: идет наше венчание здесь, и мы пьем из кубка с красными камнями, а на клиросе стоит царь-батюшка и поет нам. Все мои уныния сразу прошли, ведь для меня царская семья - это свет, образец для подражания, пример чистых отношений между супругами...

- Мы просим у царя помощи, и он нам ее дает, - рассказывает отец Сергий. - Даже вспомнить, как мы этот храм отвоевывали. Над нами все смеялись, даже священники говорили, что нам его никогда не отдадут. Районная власть не шла на уступки, дважды обращался в Администрацию Президента. И тогда в 1996 году в канун 3 ноября, дня восшествия императора на престол, под утро мне приснился сон. Как будто я стою в соседней Свято-Алексеевской церкви, и туда заходит Николай II в военной форме: он едет на фронт, а здесь проездом. Государь улыбнулся мне, поднял правую руку, показал четыре пальца и произнес: «Четыре». Ровно через 4 года, 29 октября, пройдя через все, казалось бы, непреодолимые трудности, мы освятили храм. Причем эта дата совпала с его первым освящением 123 года назад.

Таких совпадений за последние пятнадцать лет отец Сергий насчитал около 300. Все важные события для Крайского прихода происходят на даты, связанные с жизнью царской семьи.

…Как человек светский, прошу рассказать о царской семье. Но отец Сергий ограничивается лишь парой слов о том, что это были глубоко верующие люди, которые вели праведную жизнь, но претерпели очень много страданий.

…В Могилеве главными противниками установки в городе бюста русского царя были коммунисты. Отправляюсь их искать в Крайске и знакомлюсь с Константином Коваленей, бывшим председателем Крайского сельсовета. В первые минуты разговора мой собеседник сообщает, что в церковь не ходит и верит только в самого себя.

…Интересуюсь мнением коммуниста о бюсте в деревне.

- Я так считаю: то, что расстреляли царскую семью, - это варварство, в чем были виноваты женщины и этот мальчик, царевич? Поэтому их можно причислить к мученикам, и меня не задевает ни бюст, ни то, что церковь освятили в честь их семьи. Но Кровавое воскресенье никто не отменял, и я думаю, что виноват в нем Николай.

Свою категоричную позицию Константин Коваленя перед отцом Сергием не скрывает, но у настоятеля на этот счет свои аргументы.

- Когда говорят о Кровавом воскресенье, не вспоминают, что со стороны демонстрантов была провокация: они первые начали стрелять по солдатам. И потом, царь в то время был не в Петербурге, а в Царском Селе, за 30 километров, - рассуждает отец Сергий.

…Царская семья, как известно, была многодетной. Ищу такую же в Крайске и захожу в гости к Светлане Савицкой, маме шестерых ребят.

- Да, мы почитаем царскую семью. Наши дети родились на «царские» даты и названы в их честь. Вот Алексей, Ольга, а старший, Николай, прислуживает батюшке в храме. Мой первый муж был верующий, и однажды у него было видение царя Николая, в котором он его благословил. Муж вскоре умер. Я тогда ждала третьего ребенка, и было очень тяжело. Но всегда просила помощи у государя и получала ее. Сейчас я снова замужем, и второй супруг тоже любит детей.

Кто бы ни жил в Крайске, коммунисты, бывшие комсомольцы или истинно верующие люди, все они стали свидетелями одного случая, который отрицать никто даже не пытается. 12 лет назад, в день освящения Свято-Николаевского храма, образ царя замироточил. По всем христианским канонам произошло великое чудо. Знак того, что Божия воля свершилась.

…В 2009 году в Могилеве в университете продовольствия собрались журналисты, ученые и другие заинтересованные, чтобы обсудить назревший вопрос: а надо ли городу бюст Николая II? Организатор дискуссии - кандидат исторических наук Игорь ПУШКИН:

- Горожане неоднозначно отнеслись к идее установить у нас бюст Николая Второго. Ее поддержали верующие, некоторые ученые, специалисты туристической сферы, которые посчитали, что факт нахождения у нас царя и Ставки - это бренд города. Но были и противники, которые задались вопросом: зачем нам бюст русского царя, когда в городе нет памятников нашим именитым горожанам, которые много сделали для Могилева, например губернатору Александру Дембовецкому. Были мнения, что если мы хотим обозначить здесь факт нахождения Ставки, то почему это должен быть обязательно парадный бюст царя? Возможно, это могла быть другая композиция, эскиз которой должен обязательно предварительно выноситься на открытое обсуждение. В итоге сделали бюст частью экспозиции городского музея истории. Она достаточно популярна среди туристов, а также жителей города».

*     *     *

Вот такая статья. Выскажем некоторые наши комментарии.

1. УТОЧНЕНИЯ

Кому молятся эти беларусы? Они думают, что русскому царю. А вот и нет. Николай II - это последний наследный Великий князь Литовский в отношении территории Беларуси. Получается, что на бюсте в Крайске следовало написать так: «Сей бюст - наша благодарность Святому Великому князю Литовскому за многолетнюю Небесную помощь нам, верующим христианам и нашему Православному Крайскому приходу».

Верующие этого, конечно же, не знают, а отец Сергий сказал бы, что это «злобные выдумки беларуских сепаратистов». Однако это не выдумки. В титуле Николая II действительно значится в отношении Минщины, Гродненщины, Виленщины и Белосточчины - «Великий князь Литовский», а на гербе Российской империи эти четыре губернии обозначены гербом «Погоня». Так что под бюстом Николая II надо было еще и «Погоню» изобразить. (С захватом Речи Посполитой в титул российских монархов перешло «Великий князь Литовский» в отношении указанных губерний, «князь Витебский и Полоцкий» в отношении Восточной Беларуси и «князь Самогитский» в отношении нынешней Республики Летува, причем та на гербе царской России была обозначена гербом «Медведь», а «Погоня» относилась только к беларуским областям.)

Фактически получается, что в Крайске молятся Великому князю Литовскому. А парадокс в том, что никогда ни один другой Великий князь Литовский не был подобным образом канонизирован нашей церковью. Почему? Да потому что у нас была совершенно другая религия, которая не обожествляла власть.

Обожествление власти - это несторианская ересь, которая пришла в Москву от татаро-монголов (несторианской православной веры был, например, сын Батыя Сартак, побратим Александра Невского). Несторианская ересь утверждает, что власть государя якобы дана свыше Богом и является священной (как власть фараона в Древнем Египте). По этой причине в языке московитов появился термин «крестьяне», то есть «христиане», которым называли всех землепашцев как рабов своего московского богокнязя. А на фресках в московских церквях вначале изображали рядом с Иисусом царей Орды, потом Василия III, Ивана III, Ивана IV Ужасного, Бориса Годунова. При Романовых эти фрески массово сбивали, дабы не мусорить умы паствы памятью о прошлых правителях, которых Романовы - что ясно - уже не хотели видеть обожествляемыми.

В Киеве, Полоцке, Твери, Пскове и Новгороде никогда свою власть не обожествляли. За что московиты и ненавидели Русскую православную Церковь этих регионов (каковой московская не являлась и так не называлась до 1589 года, а вообще была 144 года автокефальной, то есть ее как несторианскую ересь никто в мире христиан не признавал, в первую очередь Византия).

Нетрудно увидеть, что царизм целиком сохранил несторианскую суть московской религии в плане обожествления власти. Государя совершенно открыто и официально именовали «помазанником божьим», обманывая православных, что якобы Бог посадил Романовых на престол править ими. РПЦ Москвы в царское время была главной идеологической опорой самодержавия и служила вовсе не Иисусу, а царю. И не учению Иисуса, а великодержавию и самодержавию, учила убивать других христиан ради царя и великодержавия, учила угнетать неимущих сильным и богатым, а слабых учила смирению. С чем, кстати говоря, был крайне не согласен Лев Толстой, за что его РПЦ Москвы предала анафеме, а нынешнее руководство московской религии заявляет, что и не собирается реабилитировать великого русского классика и гуманиста. Что доказывает: мракобесие не изжито.

Не удивляет, что когда русский народ сверг царизм, то в первую очередь стали громить православные храмы - как ведущую идеологическую опору режима насилия и угнетения населения. И возмущение нынешних церковников абсолютно неуместно: громили не храмы учения Иисуса Христа, а храмы обожествления самодержавия, которое к Иисусу не только не имеет никакого отношения, но противоречит даже Заповедям Бога.

Но возникает вот какой вопрос: а почему же сегодня понадобилось возвращать образ царя как предмет религиозного поклонения?

2. ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ?

Когда в феврале 1917 года русский народ сверг самодержавие, то не у дел остались два сословия. Церковники, видевшие свое призвание в восхвалении царизма как «божьего замысла». И казачество, которое видело свое призвание в служении царю. Их смысл существования практически был утрачен.

В СССР эти два сословия маялись, не находя себе занятия. А когда СССР рухнул, и стало возрождаться казачество, то именно казаки вернули себе традицию якобы «служения царю» и стали на своих собраниях носить портреты последнего императора. А потом именно казаки потребовали у РПЦ канонизации Николая II. В итоге сии два сословия нашли в этом обоюдную пользу: казаки обрели утраченный смысл своего существования, а попы обрели и паству, и тоже утраченный смысл. Конечно, ретроспективный - ведь царей больше нет. Но тем не менее…

Вот зачем понадобилось канонизировать царя. А вовсе не за факт расстрела царской семьи - тогда 7 миллионов человек погибло в гражданской войне, и с чисто человеческой точки зрения непонятно, чем это расстрелянный цесаревич вдруг «лучше для Иисуса», чем 200 тысяч других погибших подростков.

Мне лично жалко этого больного мальчика, который, вероятно, через пару лет умер бы сам от своей болезни. Но в христианстве (Римском) есть четкий критерий: для канонизации в святые нужны доказательства совершения хотя бы двух чудес исцеления смертельно больных людей, что заверено высшими христианскими комиссиями. В данном случае никаких чудес мальчик не совершил, как его сестры и немка-мать, которая вообще русский язык плохо понимала. Их застрелили по поручению Ленина - и что с этого? Вон в каждом городе Беларуси главный проспект носит имя Ленина. Уже этот факт означает, что Беларусь считает это убийство правильным. И БПЦ не возмущается, что у нас в каждом городе главная улица названа именем инициатора убийства «Святых Царственных Великомучеников».

Не было и никаких мучений - убили, и все. И какие вообще мучения видели в своей жизни эти аристократы? Сытно ели, ни в чем не знали отказа. Вели паразитический образ жизни. Представим, что убитые сестры остались бы живыми. И в чем был бы смысл их жизни? Выйти замуж за какого-нибудь графа или великого князя. Но нет - их застрелили, выйти замуж за графа не смогли. И потому они святые?..

Мало ли кого большевики без вины расстреляли. Только в Куропатах под Минском свыше 150 тысяч трупов - это жертвы сталинских репрессий. Но казакам и попам эти жертвы и их мучения не интересны. Они не только их в святые не возносят, но вообще считают не нужным помнить о них.

Но при этом певица Жанна Бичевская (которая, кстати, недавно в Минске выступала) создает инициативную группу, которая добивается от РПЦ Москвы канонизации в святые Ивана Ужасного, Иосифа Сталина и министра обороны СССР Георгия Жукова. А что, вполне логично после канонизации царской семьи. Еще предлагают возвести в святые Лаврентия Берию как создателя ядерного оружия, оплота мощи русского великодержавия.

Что интересно, российский народ действительно нуждается в вере в «доброго царя». И это заразило и значительную часть беларусов. Царизм так прочно сформировал у своих рабов мировоззрение несторианского толка, что оно живо у масс до сих пор. Люди не хотят демократии, даже не понимают вообще смысла самоуправления и ответственности гражданина по управлению своей страной и своим районом. Им «богом помазанного» царя подавай - и эту нишу в политическом поле просто неизбежно занимают харизматичные политики-популисты.

Один классик говорил: «выдавливаю из себя раба по капле». А тут противоположное: многие как раз хотят быть рабами и пресмыкаться какому-нибудь своему сакральному кумиру-вождю, которого жаждут. Поэтому отцу Сергию хочется ответить так: это - явление вовсе не религиозное, а чисто социальное. Аспект социальной психологии маргинальных масс. То есть самых темных и забитых слоев социума. А человек, обладающий хоть толикой здравого смысла, никогда не пойдет молиться убитому Николаю Кровавому - вместо того, чтобы обращать свои молитвы Иисусу Христу.

3. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА

Собственно, в предыдущей фразе и выражен весь смысл истинно христианской позиции. Молиться можно только Иисусу. Он Бог. В Евангелиях апостолы ничего про Николая II христианам не завещали. Так мало того, Николай II даже не апостол, и вообще не имел сана, даже не дьяк. Он просто феодал и последний Великий князь Литовский для ВКЛ-Беларуси.

Давайте рассуждать вместе. Когда человек молится Богу, то ожидает, что Всемогущий поможет. Но если человек обращает свои молитвы к Николаю II, то это означает ожидание, что на Том Свете сия историческая персона обладает возможностями Бога. Но с какой стати?

Николай II был канонизирован РПЦ в святые только при Путине. А до этого со времени своей смерти не был святым. Но вот в Москве решили функционеры, что этого человека надо сделать святым. Получается странная картина: эти функционеры НАДЕЛЯЮТ СИЛОЙ БОГА кого-то по своему решению, не спросив даже мнения Господа. Они что - выше Бога? Так и выходит, ведь они дают поручение Богу сделать святым российского царя и его семью. Мол, а ты, Господь, следуй нашему местному решению.

Почему же Бог должен давать Николаю Кровавому какие-то «загробные полномочия»? За то, что его убили? Но точно так убили императора Павла в результате заговора. В чем разница? Хотя при этом Павел дал крестьянам вольную, запретил пороть розгами солдат, ввел наказания помещикам за насилие над крепостными. И никого не убивал. А Николай потопил в крови революцию 1905 года.

Поэтому с точки зрения Бога этих полномочий Николай II не заслужил, ибо одиозно нарушал Заповеди. Прежде всего - «Не убей человека». А Николай отдавал лично приказы на убийства мирных демонстрантов. И казаки, служа ему, отсекали шашками руки женщин, которые своих грудных младенцев прикрыть пытались. Это что - нечто от Христа? Рубить запястья тем, кто пришел просить помощи с верой в «доброго царя»?

Максим Горький описал свои впечатления от жутких событий 1905 года. Лежат на земле транспаранты «Спаси нас, царь!». И вокруг трупы, трупы. И везде в огромном количестве отрубленные кисти рук, которыми безоружные люди защищались от царских палачей - казаков с заточенными шашками. Якобы тоже «очень христиан и православных», как они о себе думали под покровительством РПЦ.

Так все уже было, было. Шли к этому Николаю с плакатами и молитвами «Спаси нас, царь!». Вместо ответа посланные им казаки отрубали просящим царской справедливости кисти рук направо и налево, а многим и головы пополам, как арбуз.

Вот вопрос: зачем сейчас обращать к нему молитву с этим же содержанием, на что он уже ясно ответил при своей жизни? Он что, на Том Свете другим стал после наказания в Аду? Нет, за такие преступления вообще наказание - гореть вечно.

Убитый гауляйтер Белорутении Кубе уничтожил беларусов куда как меньше, чем своего народа убил по прямому указанию Николай II. Их объединяет общее: одиозное нарушение Заповеди Бога «Не убей». Причем, у гауляйтера не было народного имени «Кровавый». Но представьте себе картину: сидят рядом в аду на сковородках, а тут приходит черт и говорит - мол, вставай заключенный Николай Кровавый, тебя в Москве святым избрали.

А как иначе это можно вообразить?

4. ПАРАДОКСЫ

В каждой стране мира церковь является хранителем своих национальных традиций. В первую очередь это означает говорить с паствой на языке пасты и давать при крещении пастве национальные имена.

Но есть единственное исключение - БПЦ, которая является частью патриархии Москвы. Хотя, согласно последней переписи населения, абсолютное большинство паствы Беларуси считают своим родным беларуский язык, БПЦ ведет службы на неродном для паствы иностранном языке. И раздает при крещении пастве не национальные беларуские, а зарубежные имена.

Светлана Савицкая из Крайска говорит: «Да, мы почитаем царскую семью. Наши дети родились на «царские» даты и названы в их честь. Вот Алексей, Ольга, а старший, Николай, прислуживает батюшке в храме».

По-беларуски Миколай, Вольга, Аляксей. А Алексей, Ольга, Николай - к беларусам и Беларуси не имеют никакого отношения. Как равно Алекс, Хэлен, Николас.

Налицо уничтожение беларуского национального содержания. То есть БПЦ не только снова навязывает пастве русского царя как образ молитв и веры, но продолжает заниматься политикой русификации беларусов, которую царизм активно вел в XIX веке.

Куда делись наши беларуские имена Алеся и Алесь, Ян и Янина, Франтишек и Франтишка, Кастусь и Кастуся? Они ЗАПРЕЩЕНЫ царизмом с 1839 года, когда равно царизм России запретил нашу униатскую веру, наши Библии на беларуской мове и вообще право беларусов обращаться к Богу в молитвах на своем языке, которым мы обладали в своем национальном государстве ВКЛ.

Люди, поймите: если вы не даете своим детям (пусть под влиянием глобализации или БПЦ) наши национальные беларуские имена - то ни вы, ни ваши дети уже НЕ ЯВЛЯЮТСЯ БЕЛАРУСАМИ. Для вас и ваших детей Янка Купала и Якуб Колас, как и Франтишек Скорина, - иностранцы.

Ну а второй парадокс в этой теме в том, что Николай II - как раз вовсе не столь одиозен, как его представляла интеллигенция России эпохи Максима Горького.

На самом деле парадоксально, но факт: никогда более в своей истории беларусы и русские не жили более свободно как ГРАЖДАНЕ, чем при Николае II (после революции 1905 года).

При царе выборы в Госдуму были самыми честными в нашей новейшей истории. Никто не занимался не только фальсификацией бюллетеней, но даже не было и пресловутого «административного ресурса». Потому что эти выборы не подвергали сомнению власть монарха. В этом аспекте Николай II предстает в современном понимании уже совсем другой фигурой, отцом демократии России и Беларуси. Которая, правда, его и свергла (но, как считают историки, он просто не осилил трансформацию к конституционной монархии, как в Англии).

В Госдуме заседали фракции партий, которые к царю вообще никакого отношения не имели. Но вели там политические споры, как в нормальной свободной европейской стране той эпохи. Беларусь и Россия были на порядки демократичнее и свободнее вовсе не сегодня, а в 1907-1913 годах, при правлении Николая II. Чего эти две страны вряд ли достигнут в обозримые десятилетия. Вот уже за это Николай II достоин памятника в Беларуси: после него восточные беларусы БССР до нашего дня уже не знали гражданских свобод эпохи 1907-1913 годов. Их имели, правда, беларусы Западной Беларуси до осени 1939 года. Но у нас не принято вспоминать о Западной Беларуси в позитивном ключе.

Что вообще считать эталоном устройства государства? Страна Николая II в образце 1907-1913 годов - это лучшее, что имела в своей истории Россия. Беларусь - нет, конечно, у нас свой опыт государственности, который, правда, прочно предан забвению. Но реалии страны Николая II поражают.

Темпы естественного роста народов России были 1913 году в полтора раза выше, чем в 17 других государствах Европы. За время царствования Николая II (менее чем за четверть века) население России увеличилось в полтора раза (на 62 млн. человек). Рост российского населения опережал рост населения западноевропейских стран более чем в три раза.

При Николае II Россия достигла самого высокого в своей истории уровня рождаемости. В 1895-1900 годах на 1000 человек православного населения страны рождался 51 ребенок. Сегодня в России рождается менее 10 детей на тысячу человек православного населения, то есть рождаемость упала в 5 раз.

За время царствования Николая II государственный бюджет России увеличился более чем в 4 раза и в полтора и более раза превосходил госбюджеты Англии, Франции, Германии, являясь первым по своим размерам. Золотое покрытие выпущенных бумажных денег составляло почти 200%. Русский рубль был самой твердой конвертируемой валютой в мире, которую высоко ценили иностранцы и часто вели расчеты в международных сделках не в американских долларах, а в российских рублях.

По производству главнейших сельскохозяйственных культур Россия занимала первое место в мире, выращивая больше половины мирового производства ржи, больше четверти пшеницы и овса, около двух пятых ячменя, около четверти картофеля. Россия стала главным экспортером сельскохозяйственной продукции, первой "житницей Европы и всего Мира", на которую приходилось две пятых всего мирового экспорта крестьянской продукции. Кроме того, Россия поставляла около половины мирового вывоза яиц и была абсолютным монополистом в экспорте льна.

К началу Первой мировой войны Россия перестала быть преимущественно сельскохозяйственной страной: в 1912 году сельское хозяйство дало продукции на 6,1 млрд. руб., а промышленность - на 5,6 млрд. руб. Россия стала индустриальным государством задолго до того, как занялись индустриализацией СССР разрушившие до основания Россию большевики.

В начале XX века заработки российских рабочих (относительно внутренних цен на товары и услуги) были одними из самых высоких в мире, занимая второе место после заработков американских рабочих. Уровень реальной оплаты труда в промышленности России составлял 85% американского и опережал уровень оплаты труда в Англии, Германии, Франции. Сегодня в России (и СНГ) средняя зарплата рабочих примерно в 30-50 раз ниже той, какая была в царской России при Николае II.

На фоне этой замалчиваемой до сих пор официозом СНГ правды - я и сам готов молиться на иконы свергнутого царя. Тем более что в святые РПЦ он возведен вовсе не за перечисленные выше государственные заслуги. Так как они в невыгодном свете показывают липовые «достижения» коммунистов СССР за 70 лет и липовые «достижения» уже наших обожествляемых правителей как бы «республик» СНГ.

Почему мы сегодня живем хуже во всех аспектах, в том числе беднее, чем при Великом князе Литовском Николае II? Вот вопрос.

 

Информация