ПОЛАБСКАЯ РОДИНА БЕЛАРУСИ

 

Михаил Голденков

«Аналитическая газета «Секретные исследования», №15, 2011

Мы уже много публиковали материалов о Миндовге и его новом государстве, о создании на земле западных балтов государства Великого княжества Литовского, но ниже приведенный материал доказывает в лишний раз: Беларусь начиналась не в ВКЛ, и даже не в Полоцке, а намного раньше, и с Миндовгом на современные земли Беларуси пришло уже готовое государство. Пришли рыцари с рюгенским гербом Погоня, пришла уже давно сложившаяся ЦИВИЛИЗАЦИЯ!

ПОЛАБСКАЯ РУСЬ

Это давно не секрет, что балтийские, полабско-поморские славяне в древности и средневековье проживали в землях, расположенных по южному берегу Балтики - которые в настоящее время поделены между Польшей и Германией. В своё время (в годы формирования славян из слияния западных балтов с готами), славянские племена жили на небольшой территории, даже близко не схожей с территорией современных славянских государств: лишь только по южному берегу Балтики - примерно от современного немецкого города Киль (южней датской границы) и до устья реки Вислы. Все славяне ютились в междуречье от Лабы (Эльбы) до Одры (Водры, Одера), что и означает «граница/порог», распределяясь по притокам Лабы: Заале (Солава), Шпрее (Спрёва), Хафель (Хобола или Гавола), Икер (Укра), Нейсе (Ныса или Нижа), Пене (Пена), Ильменау (Ильменов) и некоторым другим. Однако уже в девятом веке так называемые русские славяне (не путать с современным понятием термина) проживали также и по всей Южной Скандинавии - в южных землях Швеции (Готеланда), Норвегии и по всей Дании, составляя там очень существенную диаспору торговцев и градостроителей. Но центром их земель было именно южное побережье Балтийского моря.

И так как готы всегда были боевой нацией, то и их родня славяне возникли не как дикие лапотники, что выдумывают некоторые горе-историки, но почти сразу как боевые союзы, промышлявшие набегами на слабеющую Римскую империю. Политически поморские и полабские славяне представляли собой несколько довольно влиятельных на Балтике военно-племенных союзов: ободритов (бодричей), лютичей (литвинов), лужичан и поморян. По сообщениям немецких хронистов и католических проповедников, бывавших в тех землях, некоторыми из них правили собственные короли, обладавшие всей полнотой власти и передающие её по наследству, в отличие от князей или герцогов, которые обладали относительно ограниченной властью и получали её от королей других государств - на тот момент союзных, или же императоров, либо избирались на время самим народом. Свои короли, в частности, были у ободритов и у жителей острова Рюгена - руян, которых также называли русами, ибо Рюген имел несколько вариантов названий: Руян (у финнов-вепсов как Буян), Русин - у самих славян, а Рюген - германское название.

Самым западным из этих союзов был союз ободритов - в него входили племена самих ободритов, а также вагры, или варны, древане (не летописные древляне ли?), линяне (или глиняне), смоляне и полабы. Их земли простиралась от современного немецкого Киля и Любека (Любицы) до Шверина (Зверина), Висмара и Ростока. Их столицами были Старигард (скандинавский вариант) или Староград (славянский), ныне немецкий Ольденбург, что, впрочем, так и переводится - Старая крепость. Еще одним стольным градом был Рерик.

Древний Староград находится на полуострове Вагрия, в земле Шлезвиг-Гольштейн. Это тот самый город, который был упомянут одним из известных немецких описателей поморских славян, Адамом Бременским, как столица вагров, Альдинбург (что дословно также означает Старая крепость).

Чуть восточнее и южнее от них проживали лютичи (они же вильцы; не потому ли потомки вильцев-лютичей назвали свою столицу Вильна, а реку Вилией?). В состав их союза входили племена черезпенян, резан, долечан, редарей, и иногда спреван, стодорян, моричан и гаволян. Их земли располагались на территории от современных Ростока и Нойбранденбурга до Одры, а на юге - до современного Берлина и Бранденбурга (Бранибора) на Хафеле. Одной из столиц лютичей была знаменитейшая Ретра, она же Радегощь, или Радогощь, располагавшаяся в землях редарей, в районе Доленского озера (ныне Толлензе).

Средневековые немецкие источники сообщают, что Ретра была известнейшей и славнейшей крепостью в земле редарей. В ней находился храм Радегаста - одного из самых почитаемых славянских богов. Кажется, именно от него берет название известная княжеская фамилия Беларуси Радзивилл, ибо предком Радзивиллов и был волхв Радегаста, а слово радить означало судить. Хотя этого бога также звали Сварожич - так его имя описывает один из немецких источников. Известно, что от Ретры до Гамбурга было 4 дня пути. Крепость также называлась Трёхрогий Радегаст или Трёхрогая Радегощь. Она носила такое имя из-за своих трёх башен. Ретра была типичной средневековой североевропейской деревянной крепостью. По одной версии Ретра стояла на Замковой Горе около современной деревни Прильвиц (Prillwitz, славянское название Прилойце). До настоящего времени Замковая гора в Прильвице не сохранилась, она была срыта по приказу немецких властей.

Ещё южнее жили лужичане, называвшие себя сербами. Лужичанами их стали называть потому, что жили они на лужах, т. е. на прудах, озерах. В их союз входили племена мильчан, нишан, гломачей, сусулей, плоней и жаровян, а иногда также - и пограничные с лютичами спреване и гаволяне (хоболяне), народ чисто западнобалтский. Располагался сей лужицкий союз к югу от литвинского Берлина (похоже, именно лютичи строили этот город), через Лейпциг (Липск), Дрезден (Дрежджаны или Дрезно) и Эрфурт (Яроброд), до севера современной Баварии. На востоке лужичане занимали берега Одры и Нейсе (Нижы), гранича там со слензянами, бобрянами и любушанами - западными славянскими племенами, в последствии составившими население Герцогства Силезия.

С юга лужицкие сербы граничили с кельтами-богами, ставшими вскоре чехами под наплывом славян.

Ещё одним союзом полабско-поморских славян вскоре стали собственно поморяне, жившие в Поморье и переселившиеся восточнее от устья Одры и современного города Щецин до готского Гданьска, стоящего в устье Вислы, в раннем средневековье тоже готской реки. В их союз, помимо самих поморян, входили племена укрян (от них украинец), словинцев, волынян и пырычан. Их городами были Вольгаст (Вологощь), Колобжег (Колобрег), Бялогард (Белград), Гданьск (Готынск), Щецин (Штетыно), Старгард, Славно, Камень и знаменитейший Волин (во время землетрясения в начале XIV века ушедший, к сожалению, на дно моря). На границах их земель находилось и небольшое поселение Быдгощь, в последствии ставшее крупным и знаменитым городом. На юге поморяне граничили с родственными племенами, называемыми лендзянами (полянами), ибо жили те в поле, не на побережье.

Почему же все это здесь озаглавлено как Полабская Русь? Дело в том, что вышеперечисленные славянские союзы возникли на основе скандинавско-балтийского союза ругов, переименованного позже в русиев. Русиями называли себя те готы, которые отправлялись на ладьях за моря, захватывать новые земли. В этот союз и вступили новоиспеченные славяне, точнее вначале в него вступили западные балты как русы, а уж потом пограничье западных балтов со скандинавами породило эдакое койне - смешанный западнобалтско-готский язык - славянский.

«К СЛАВНОМУ ОСТРОВУ БУЯНУ»

Уже в седьмом веке Русь Полабья представляла настолько значительную силу, что Император Византии в 625 году нанимает лужичан для борьбы с аварами, напавшими на восточные границы Империи. То был год начала славянизации Балкан лужицкими сорбами (сербами). Лужичане и их родня пребывали в пределы Византии до самого 650 года. Современные лужичане (или по-другому, сербы, лужицкие сербы) все еще живут на прежнем месте, на востоке современной Германии в Лужице - небольшой области, которая осталась от их изначальной страны. Лужичане уникальны тем, что это последние исконные жители Германии, которые всё ещё помнят, что они славяне.

Особняком среди полабско-поморских русинских славян стояли жители священного острова Русин или Руян (современного Рюгена). Руяне, они же ране, ругии, рены, рутены, или просто русы. Вот они и были главным русским племенем Полабской Руси, можно даже сказать центральным. Они не подчинялись никому и, подчас, сами диктовали свою волю окрестным племенам. Именно в их землях, на севере острова Рюген, располагалась одна из самых главных славянских языческих святынь - крепость Аркона с храмом Свентовита. Сюда, на Рюген, переселялись из Швеции викинги, но даже и они, строя целые города, не верховодили на Рюгене, а лишь подчинялись местным королям и князьям.

Там же, на острове, находилась столица русов - город Кореница. Помимо этого острова, русы владели также землями на материке - по соседству с Рюгеном, в том числе и землями племени хижан. Руянам-русам, в частности, принадлежал в своё время город Штральзунд (Стрелово).

В 2009 году в Летуве и в Беларуси скромно отмечали дату тысячелетия Литвы - Академия Наук Беларуси устроила конференцию, в которой принимал участие и автор этих строк. Под 1009 годом немецкие хроники «Квендлинбургские анналы» впервые упоминают Литву, описывая смерть святого Бруно-Бонифация из Кверфурта, которого убили «между Русью (Rusciae) и Литвой (Lituae)». Меня немало удивило в выступлениях разных историков, что даже в наше время многие беларуские специалисты в 1009 году видят Русь и Литву обязательно на тех же местах, где и сейчас находятся Летува и Украина. А где-то «между» - это, стало быть, огромная территория Беларуси!? Что-то не складывается! Слишком уж большое «между» получается.

Немцы XI века под Rusciae и Lituae описывали совсем другие земли! Литвой они называли полабскую землю лютичей Лютву, которая уже тогда часто именовалась через «и» - Литва. Ну а Русь - это остров Русия/Русин (Рюген), отделенный от побережья Лютвы-Литвы узким проливом. Это уже в самом деле «между!» Вот в этом вот проливе и убили миссионера при попытке приплыть к берегам грозного Русина, так как христианских миссионеров на Рюгене-Русине всегда не любили, прогоняли или убивали, о чем также повествует и «Житие святого Адальберта». Этого миссионера Чехии убили в 997 году люди вождя Сичко где-то в Поморье, называемом в те годы уже Порусьем (страна идущая по (вдоль) Руси) - по немецкому произношению «Пруссия».

Известно, что в тринадцатом веке на территорию Беларуси вместе с 70.000 прочих полабских славян, уходя от нашествия крестоносцев, из Рюгена переехало более 20.000 человек. А это хорошее войско! Не оно ли составило костяк армии Миндовга в 1240 году при основании ВКЛ? Похоже, что именно так и было, ибо герб самого Миндовга, как всей его державы, был скачущий всадник на коне. Именно такой герб был изображен на печатях рюгенских князей Виславов. Миндовг дважды громит немецких меченосцев, а в 1263 году громит и татар хана Берке, норовившего захватить для Орды земли ВКЛ.

На печатях 1302 года Вислава III хорошо виден герб: орел на треугольном щите и закрытый шлем, какие (и щит, и шлем) у нас с детства ассоциируются с немецкими крестоносцами. Но это была общеевропейская мода. Рыцари Рюгена-Русина мало отличались от западных рыцарей, а порой и превосходили их. Не зря же попытки немцев захватить и германизировать Полабскую Русь успешно отбивались около пятисот лет! Нет нигде в мире ни в одной истории более долгой обороны своей земли!

В настоящее время из всех этих вышеперечисленных народов Полабской Руси продолжают существовать, не растворившись окончательно среди соседей, лишь 100.000 лужицких сербов и остаток поморов - кашубы (в Польше). Все остальные их собратья за прошедшие века, к сожалению, либо онемечились, либо полонизировались. И либо сохранились на территории современной Беларуси, о чем сами беларусы догадываются едва ли. Еще в советском учебнике «Истории БССР», печально известном выдумками Л. Абецедарского, упоминалось о том, что в тринадцатом веке около 200.000 пруссов бежало от крестоносцев в Беларусь. «Пруссами» Абецедарский весьма не случайно назвал именно поморских, русинских и литвинских славян, желая историю Беларуси строить на одном месте без всяких там переселений, как часть России. Такова была линия партии. Линия странная, как и многое другое в СССР. Из этой же среды русинских переселенцев был и известный Рюрик (синьор херрауд Рюрик Людбрандсон Трувар). Да, он был варяг (точнее датчанин), но он был именно рюгенским русом, приведя за собой своих земляков и из Руяна, и из Лютвы (нашей полабской прародины), и с речки Ильменов, что дала название теперь и финскому озеру, на берегах которого возвысился Новгород.

ПРИЧИНЫ КРАХА ПОЛАБЬЯ

Но почему такой крепкий союз иммигрировал кто на Балканы, кто в ВКЛ, кто в Ладожские земли? Да, немецкой экспансии Полабская Русь долгое время успешно противостояла, но так продолжаться вечно не могло.

Начал попытки немецкого вторжения ещё Карл Великий, который намеревался присоединить к своему государству все соседние племена - как немецкие (саксы, тюринги и др.), так и славянские. Именно он основал на границах с ободритами город Гамбург. Карл заключил союз с ободритами, которые поначалу сотрудничали с немецкой империей, надеясь на помощь в борьбе с лютичами. Карл, защищая их, действительно отправлял свои войска против лютичей. Он же впервые попытался захватить земли лужицких сербов.

Началось все это в конце VIII века, когда большая часть сербов уже убыла на Балканы. Хотя войны, приграничные стычки и столкновения между полабскими племенами и немецкими раннегосударственными образованиями, конечно, случались и до этого.

Например, ещё в начале VII-ого века, а точнее, в 631 году, князь лужицких сербов Дерван разбил войска франкского короля Дагоберта. Но централизованная имперская политика по покорению и присоединению этих земель начинается именно с эпохи Карла. Интересно, что войско, посланное им на завоевание лужичан, было разбито немецким племенем саксов, которые в то время сами, вместе со славянами, боролись против присоединения к империи Карла и против насильственного крещения. Однако, в конце концов, все независимые немецкие племена в данном регионе оказались разбиты и порабощены. В том числе и саксы. По приказу Карла были вырублены их священные рощи. А сами они крещены западными священниками. То же самое произошло и с тюрингами, швабами, алеманами, фризами, баварами и другими.

Вильцы (лютичи) вместе с саксами активно сопротивлялись Карлу с примкнувшими к нему ободритами. Лужицкие сербы также воевали совместно с саксами против Карла. Да и соседние чехи поначалу мужественно сопротивлялись ему. После Карла сама его империя распадается на несколько частей. И на основе восточной части, Оттон I (912-973 гг..) учреждает знаменитую Священную Римскую Империю, к названию которой чуть позже добавилось ещё и словосочетание «Германской Нации». Эта империя просуществовала около тысячи лет - до Наполеона Бонапарта. И именно она вела несколько столетий непрекращающиеся войны против полабских и поморских славян, в конце концов, присоединив их земли к себе.

Подчас в ходе этих жестоких войн немцы вели себя вероломно и предательски. Например, однажды маркграф Герон, служивший императору Оттону I, пригласил к себе для переговоров 30 полабских князей. Он устроил им пир, напоив допьяна. А когда гости отправились спать в специально построенный для них деревянный дворец - приказал поджечь его! Возможно, что этот факт позже лег в основу «сочинения» русского летописца о сожжении княгиней Ольгой древлянских послов. Гибель такого значительного числа военных и политических лидеров полабских славян дала ощутимое преимущество немцам, которым удалось подавить последовавшее за этим событием восстание. Этот трусливый и позорный поступок - лег поистине несмываемым пятном на немецкую воинскую честь той эпохи.

При этом у немцев бывали и действительно успешные военачальники, которые добились некоторых значимых побед на поле брани - например, знаменитые Альбрехт Медведь или Генрих Лев.

Кстати, еще сам Рим, начиная с языческих времён, пытался завоевать земли к северу от своей империи. Римские легионы ходили и на Эльбу (Альбион), и за Дунай - в современную Баварию и на север от современной Австрии. Римляне называли все эти обширные территории Германией. Германия - кельтский термин, попавший к римлянам от галлов. Исходное слово, видимо, имело значение «соседняя земля» или «соседняя страна» - так кельты Галлии, покорённой римлянами ещё при Юлии Цезаре, называли на самом деле земли своих свободных собратьев - кельтов за Рейном, ещё не покорённых Римской империей. В современных кельтских языках сохранились похожие слова - в валлийском ger, в ирландском gearr - оба имеют значение территориальной близости.

Затем сами римляне, переняв это слово у кельтов, расширили его значение на всю область к северу от своих владений. Они-то и стали называть германцами все населявшие эту самую «Германию» разноязыкие, но похожие и внешне, и по укладу жизни племена.

Поначалу война шла с переменным успехом. Немцы нападали, от них отбивались. Если немцы одерживали какую-то локальную победу, то сразу же объявляли сию землю покорённой, учреждали там свою особую административную имперскую единицу - марку (страну, территорию): Икер Марк (Укрянская марка) или Лаузицер Марк (Лужицкая марка). Некоторые из этих «марок» были довольно маленькими - не больше района (как Укрянская марка), некоторые довольно крупными (как марка, а позже маркграфство Бранденбург). Всего подобных областей существовало (или существует до сих пор) несколько десятков.

Славянские рати так же часто ходили в ответные походы на немцев. В немецких документах зафиксированы многочисленные нападения славян на немецкие города и монастыри, разграбление и уничтожение немецких поселений и церквей, угон немецких пленников. Например, один только город Гамбург в ходе этих войн был сожжён ободритами больше пятнадцати раз. В таком виде ситуация развивалась не одно столетие. Но, в конце концов, славянское вооруженное сопротивление постепенно угасло, и в XIII веке начались массовые иммиграции из неспокойных мест на куда как более безмятежный восток, где все те же колонисты из Полабья и Скандинавии держали города на пути из варяг в греки.

Дело еще обстояло так, что немцы шли в земли Полабья не просто как новые хозяева страны, но с абсолютно новой по тем временам политикой, стремясь создать там фактически провинции своей империи.

У славян не было организующей политики, с которой немцы познакомились на юге - в бывшем Риме, приняв христианство и фактически усвоив многие принципы, по которым строилась Римская империя (не даром же основатель немецкой империи Оттон I назвал своё государство Священная Римская империя). Фактически, средневековые немцы, после принятия христианства, прямо рассматривали себя как продолжателей дела Рима. Славяне же воевали тогда на уровне межплеменных конфликтов - так же, как воевали в течение предыдущих столетий, не имея объединяющей, направленной на расширение идеологии и не пользуясь богатым римским опытом в деле создания больших империй.

И вот первая четверть XIII века. Экспансия на восток со стороны немцев усилилась еще и тем, что в союзе с немцами теперь выступали и поляки, зачастую чехи. Их всех, кажется, объединял благородный порыв - нести знамя Христово паганскому Северу. В 1220-е и 1230-е годы полабы уезжали не просто абы куда, но ехали непосредственно в колонии Полабской Руси, как уезжали в Америку ирландцы, шотландцы и англичане в течение XVIII и XIX столетий. На востоке Балтики уже были основаны полабский Новгород, шведская Ладога, также Плесков (Псков), южней, на пути из варяг в греки -  Киев, Чернигов… и самым восточным форпостом был Смоленск, построенный готами (ётами) из Смоланда (область Южной Швеции). Критическая масса переселенцев вынудила их не просто переселяться в уже существующие города или строить новые рядом, но и натолкнуло на мысль создания своего собственного государства. Его назвали Великим княжеством Литовским именно потому, что литвины-лютичи здесь составили большинство, а русины-рюгенцы их количественно и качественно поддержали. Объединившись, эти переселенцы выбрали себе князя Миндовга из соседнего с Полабской Русью Порусья, который также подался в земли Новой Литвы.

Таким образом, беларуской государственности даже не тысячу лет, а несколько больше, возможно все 1200 лет, и первой нашей столицей был совсем не Новогрудок, и не Вильня, а ныне забытая «трехрогая» Радегощь с ее тремя высокими башнями у въезда в город. Теперь на этом месте раскинулась немецкая земля Мекленбург.

 

Информация