МИФЫ ВМЕСТО ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ

 

Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ

«Аналитическая газета «Секретные исследования», №14, 2011

Пишет наш постоянный читатель из Новополоцка Дмитрий Локотко:

«Читаю газету с 1998 года. Особенно нравятся материалы на исторические темы, за что Вам огромное спасибо. Кстати, об истории… Заниматься историей можно по-разному. Можно, как Вы - серьезно и непредвзято. А можно, как М. Задорнов, - с шутками-прибаутками, подгоняя задачу под готовое решение.

В очередной раз я убедился в этом, прочитав статью в нашей городской газете от 5 мая этого года. В №52 «Новой газеты» в материале Натальи Конышевой «С Задорновым: серьезно и не очень» помещено интервью с российским сатириком (недавно в Новополоцке состоялся его концерт). Задорнову, как Вы знаете, давно стало тесно в рамках жанра сатиры, и он начал претендовать на звание «знатока» истории. Его сомнительные идеи известны многим. И, тем не менее, даже под них нужно подводить хотя бы подобие научной базы. Поэтому, как говорит сатирик, он много путешествует и читает. Вот и к нам в город артист приехал специально на два дня раньше, дабы посетить многочисленные музеи соседнего Полоцка. Зря потратил время. Так как, если судить по его интервью, знакомился он с историческими материалами, как обычно, глядя через призму российского шовинизма.

По-моему, господин Задорнов забыл, что он ездит с концертами, в первую очередь, как сатирик, а его выступления - это не лекции доктора исторических наук. Боже упаси, я не против юмора и сатиры. Просто не нужно жонглировать терминами и понятиями, искажая исторические факты…

Чтобы не быть голословным, высылаю интервью М. Задорнова. Если будет интересно, полюбуйтесь на его очередные перлы».

ЗАДОРНОВЩИНА

Задорнов рассказывает в интервью: «Слово «деньги» состоит из двух частей: «день» и «ги». «Ги» на древнем языке означает полезную вещь, поэтому деньги - это полезная вещь на один день».

Хотелось бы узнать, о каком таком «древнем языке» говорит сатирик. На самом деле слово «деньги» происходит от ордынского «тенге» - это не индоевропейское слово.

Задорнов: «Зло ведь от слова «золото» - много золота неизбежно ведет к злу».

Эти «открытия» я вообще не желаю комментировать.

Про Беларусь сатирик вещает такие же небылицы:

«Я бы, не стесняясь, поклонился Беларуси в пояс. Мне даже само слово нравится - «белорусы». Словно какие-то отбеленные россияне. Недаром Беларусь всегда была оберегом России. Все завоеватели, наступая на Россию через Беларусь, теряли в ней минимум четверть своих армий, а когда Россия гнала их назад, белорусы добивали врагов».

Интересно, хоть один пример для подтверждения своей выдумки Задорнов может привести?

Ни с кем Россия не воевала больше, чем с беларусами. Напомню сатирику войны между ВКЛ-Беларусью и Московией-Россией: 1) в 1368-1372 гг.; 2) в 1406-1408 гг.; 3) в 1445-1449 гг.; 4) в 1492-1494 гг.; 5) в 1500-1503 гг.; 6) в 1507-1508 гг.; 7) в 1512-1522 гг.; 8) в 1534-1537 гг.; 9) в 1563-1582 гг.; 10) в 1609-1618 гг.; 11) в 1632-1634 гг.; 12) в 1654-1667 гг. За 300 календарных лет произошли двенадцать войн, занявшие в сумме 72 года!

В XV веке население ВКЛ-Беларуси было значительно больше числа русских в Московии, но постепенно Московия расширилась землями бывшей Орды и, набрав силу, стала планомерно истреблять наш народ. Только в войне 1654-1667 гг. русские уничтожили каждого второго беларуса.

До XIX века никаких врагов с Запада через территорию Беларуси на территорию России не приходило. Наоборот - это беларусы дважды захватывали Москву: вначале в 1373-1382 гг. (когда, кстати, состоялась Куликовская битва - битва между ВКЛ и восставшим против Тохтамыша Мамаем) и затем в 1612 году именно литвины-беларусы (а вовсе не поляки) обороняли Кремль от восставших ордынцев Минина и Пожарского.

В войне 1812 года французы стали первыми «врагами», которые прошли через территорию ВКЛ-Беларуси в сторону России. Но французы не только не потеряли тут «минимум четверть своих армий», а наоборот значительно пополнили свои силы за счет беларуских полков. Например, князь Радзивил за свой счет выставил трехтысячный уланский полк, который уже скоро первым вступил в Вильно. Мы встречали французов как освободителей от российской оккупации Суворова.

В изданной в 1905 году в Санкт-Петербурге книге «Минск: исторический очерк» писалось:

«Все русское население Минска поспешно спасалось бегством… Что же касается поляков [то есть беларусов. - В. Д.], то они и не думали бежать из города и спокойно, с радостью ожидали французов, видя в них своих будущих освободителей, и те учреждения, где преобладал польский элемент [какова формулировка - ЭЛЕМЕНТ! - В. Д.], никаких мер к отправлению из Минска не предпринимали, а, напротив, приготовились к торжественной встрече французов. По выезде из города русских чиновников поляки [то есть минчане-беларусы. - В. Д.] организовали временный совет для охраны магазинов с провиантом и спокойствия жителей. Председателем совета был избран президент первого департамента минского главного суда Л. Каминский, а членами были президент второго департамента того же суда Ходзько и минский уездный предводитель дворянства И. Монюшко, а также члены городского магистрата. Благодаря заботливости членов этого совета минские магазины не были сожжены и достались неприятелю, который здесь нашел до 7500 пудов муки, много овса и 1500 фунтов пороха. Кроме того, неприятелем был захвачен также большой запас лазаретного имущества.

Маршал Даву занял Минск 25 июня и был торжественно встречен поляками [никаких поляков в Минске не жило. - В. Д.]. Квартира ему была отведена на Высоком рынке (Соборная площадь) в доме, примыкавшем к костелу. Эта площадь была украшена в то время ратушей, иезуитской коллегией, униатским монастырем и православным собором. В течение двух дней войска корпуса Даву успели придвинуться к Минску и запрудили город, но, впрочем, в Минске оставался только генералитет, а войска расположились в окрестностях. 28 июня было назначено торжественное богослужение в костеле по поводу успехов французских войск и освобождения Минска от русского владычества, после этого богослужения Даву произвел смотр войскам. Первый французский губернатор Минска генерал Барбанегр был переведен в Борисов, а на его место заступил генерал Брониковский.

По мысли Наполеона, Минск должен был играть роль центрального склада провианта и сборного пункта больных, раненных и отставших».

Поясню, что «поляками» российские власти именовали беларусов-католиков и беларусов-униатов. После контрнаступления войск Кутузова осенью 1812 года «смятение населения Минска было ужасно. Поляки и сам Брониковский бежали, не успев захватить ни ценного имущества, ни даже необходимых вещей». Город опустел.

И правильно жители разбежались: автор книжки 1905 года пишет, что русские хотели отомстить минчанам, но по факту их бегства выместили злобу на самом городе. Разрушили в пустом городе все казенные учреждения, католические и униатские монастыри, разорили мародерством магазины и жилые дома. Автор сообщает, что всего убытки от войны для Минска составили 254 тысячи рублей, а за два дня погрома, учиненного русскими в совершенном пустом городе, «русскими войсками нанесено было убытков в 118 тысяч рублей».

В книге:

«В Минске за время кампании было убито и пропало без вести 35 тысяч человек. От разлагавшихся трупов распространялись различные болезни».

Как видим, война 1812 года опровергает суждение Задорнова:

«Недаром Беларусь всегда была оберегом России. Все завоеватели, наступая на Россию через Беларусь, теряли в ней минимум четверть своих армий, а когда Россия гнала их назад, белорусы добивали врагов».

И каким вообще «оберегом России» может быть Беларусь, которая за 70 лет устроила три общенародных антироссийских восстания (1794, 1830-1831, 1863-1864 гг.)? Это не «оберег», а мятежная провинция и головная боль колониальных властей.

Следующая война, потенциально подходящая к суждению Задорнова, - Первая мировая. Но в ней Россия напала на Австро-Венгрию и Германию, так что агрессором была именно она. Немецкая армия не потеряла на территории Беларуси четверти своих армий, и Россия не гнала их назад - немцы (после Германской революции) сами капитулировали на западном фронте, а 10 декабря 1918 года абсолютно мирно и торжественно передали Минск Армии Троцкого. Однако тут уже существовала Беларуская Народная Республика со своим законным и всенародно избранным правительством и парламентом, войска которой стали бороться против российской оккупации. Таким образом, и в этой войне беларусы не «добивали врагов», а воевали против русских.

Третий и последний раз враг прошел через Беларусь в сторону Москвы во время Второй мировой войны. Но и тогда Беларусь не стала для России «оберегом»: немцы прошли ее территорию за первые 6 дней наступления, как горячий нож через масло, и вовсе не потеряли тут «минимум четверть своих армий», как фантазирует сатирик. Мало того, немцы отпустили по домам в июле-ноябре 1941 года 318.770 советских военнопленных родом из Беларуси и Украины - видимо, будучи уверенными в том, что они не представляют угрозы для Рейха. (И. Гофман, «Сталинская война на уничтожение». М., АСТ, 2006, с. 119.)

Эта уверенность была вполне обоснованной, так как массовое бегство Красной Армии (что вызвало Катастрофу 1941 года) началось с массового дезертирства призывников Западной Беларуси и Западной Украины, из которых «гениальный Жуков» укомплектовал в мае развернутые у западных границ СССР дивизии. Хотя всякий более-менее умный начальник Генштаба должен был понимать, что призывная молодежь «освобожденных» у Польши территорий - это не советские люди, а антисоветские и антирусские. Они родились в капиталистической Второй Речи Посполитой, русского языка не знают, зато знают польский, по вере в Западной Беларуси - католики, комсомольцами и пионерами никогда не были, они не жили даже под властью царской России. И вот из этого «мобилизационного контингента» Г.К. Жуков стал формировать дивизии и армии первого эшелона. То есть, еще до нападения немцев этим решением Жуков все проиграл.

Да, были партизаны. Но немало было коллаборационистов.

Российский историк Марк Солонин пишет в книге «22 июня, или Когда началась Великая Отечественная война?» (М., ЯУЗА, ЭКСМО, 2007):

«Относительно меньшим было число пособников оккупантов в нищей Белоруссии, но и там обстановка разительно отличалась от заданного советской пропагандистской литературой представления о «партизанском крае». К осени 1941 г. численность «корпуса белорусской самообороны» превысила 20 тысяч человек. В апреле 1944 г. началось формирование 39 батальонов так называемой «белорусской краевой обороны», которая, по замыслу ее создателей, должна была стать не полицейским, а полноценным войсковым соединением, способным вместе с частями вермахта остановить наступление Красной Армии. Наконец, поздней осенью 1944 г. из остатков всяческих белорусских коллаборационистских формирований была создана 30-я дивизия СС. Стоит отметить и такой факт: из доклада генерала НКВД Кобулова следует, что с сентября 1944 по март 1945 г. в Белоруссии было арестовано порядка 100 тысяч «дезертиров и пособников оккупантов»».

Таким образом, мы убедились, что суждение М. Задорнова о том, что «Беларусь всегда была оберегом России» и что «Все завоеватели, наступая на Россию через Беларусь, теряли в ней минимум четверть своих армий» - это нелепая выдумка, миф.

На самом деле Беларусь - это главный и ненавистный враг России. Всю свою историю Россия воевала против нас, уничтожила в этих войнах три четверти нашего населения, уничтожила в XIX веке наше дворянство - как главного носителя национального самосознания, а в XX веке - нашу национальную интеллигенцию. И постоянно пыталась лишить нас Государственности и национального лица, ассимилировать в свой имперский этнос. Плюс разворовывала и грабила наше Отечество - пока не сделала некогда богатейшее в Восточной Европе Великое княжество Литовское - нищей Советской Белоруссией.

Но Задорнов считает это наоборот «хорошим». Он говорит в интервью:

«Я вообще восхищаюсь тем, что где-то сохранился улучшенный СССР. Беларусь - это «ремейк» всего хорошего, что было у нас в советское время».

Удивительное лицемерие! У себя в РФ Задорнов поносит СССР, а у нас им восхищается.

«ХОРОШЕЕ» В СССР - МИФЫ БЕСПРАВНОЙ КОЛОНИИ

Но что «хорошее» было у нас в советское время? Идеологический отдел ЦК КПСС душил на корню все проявления национальной самоидентификации беларуской нации как «проявления национал-шовинизма». То есть, ЦК КПСС продолжал шовинистическую колониальную политику царизма по уничтожению беларуской нации. Это Задорнову, русскому великодержавнику, конечно, нравится. Он это поддерживает - большой «друг беларусов».

Плюс ЦК КПСС плодил мифы типа тех, которые вещает сатирик: «Беларусь всегда была оберегом России» и прочее. В качестве идола этого мифа в ЦК КПСС избрали Брестскую крепость - пряча тот факт, беларусы ее защищали от нацистов еще в сентябре 1939 года, но эти герои-защитники крепости были уничтожены органами НКВД - то есть теми пограничниками, которые ее будут защищать уже в июне 1941 года. Не странно ли: одни защитники крепости от нацистов уничтожают других защитников крепости от нацистов? Да еще устраивают в 1939 году совместный парад с нацистами в Бресте!

Пограничники являлись частью войск НКВД, а эти войска осуществляли перед войной (в 1937-1941 гг.) геноцид - только в массовых захоронениях Куропат погребены около 102.000 из оцениваемого в 270.000 общего числа жертв НКВД в Минске и окрестностях. Эти же войска НКВД в первые дни войны расстреляли всех «политических» задержанных в тюрьмах - в основном это «классово вредные элементы» из «освобожденной» Западной Беларуси, около 30-50 тысяч ни в чем не повинных граждан. Причем, лучших граждан Беларуси. Подвиг пограничников в июне 1941 года - это есть подвиг, но как быть с тем фактом, что эти же самые героические войска НКВД повинны в уничтожении 300-320 тысяч своих же невинных граждан Беларуси?

Нам сегодня рассказывают сказки о том, что Брестская крепость была построена для «защиты западных границ Российской империи». На самом деле Брест никогда в своей истории не был пограничным городом до 1939 года. Граница между ВКЛ-Беларусью и Польшей всю свою историю находилась западнее - в Белосточчине, пограничным городом всегда был Дорогичин (по-беларуски Дарагичин, ныне Дрогичин в Польше, это древняя столица Ятвы ятвягов, передан Польше Сталиным в 1946 году). Но в Речи Посполитой (и первой, и второй) все равно никакой границы не было ни в Белосточчине, ни в Бресте. Саму Брестскую крепость построил Николай I в 1830-1842 годах - но не для обороны от внешних врагов (ибо она находилась в 500-600 километрах от западных границ Российской империи, включавшей тогда и Польшу) - а сугубо и только для подавления беларуских и польских мятежей.

Получается колониальный парадокс: крепость возведена царизмом для насилия над беларусами и для подавления нашего желания иметь свою Государственность - но сегодня ее считают одним из «символов Государства Беларусь». Это сродни тому, как концлагерь Освенцим евреи станут считать «символом Государства Израиль».

Все это - колониальные мифы, которые безмерно радуют Михаила Задорного, но при этом не просто обкрадывают нашу настоящую историю - но вообще ее подменяют набором суждений, абсолютно противоречащих всем фактам.

Эти колониальные мифы о Беларуси и беларусах присущи не только невежественным сатирикам, но и столпам демократической интеллигенции РФ. Например, писатель Михаил Веллер (на его личном сайте сказано: «только в 2000 г. его книги выходили 38 раз общим тиражом около 400 тыс. экз.») 13 июня 2011 года обсуждал в передаче «Особое мнение» на канале RTVi дефолт в Беларуси. Он назвал Беларусь - самой нищей страной в течение тысячи лет. А как же наше ВКЛ? Разве мы тогда были нищими? И разве нас не сделала нищими именно Российская империя и потом СССР? Он также заявил, что беларусы - это те же русские, отпочкование от русских и России, чем фактически отвергает существование нашей нации и нашей Государственности. Аргументирует это тем, что беларусы забыли свой язык и стали говорить по-русски.

Удивительное заблуждение вроде бы умного писателя! В США тоже, как в Англии, говорят на английском языке - но не считают себя англичанами и не собираются возвращаться в качестве колонии в подданство Британской империи. И Австрия говорит на одном с немцами языке, но возвращаться в Третий Рейх Гитлера там никто не хочет - то есть объединяться с немцами в одну нацию и в одно государство. Так с какой стати Веллер так думает о беларусах?

Но самое поразительное: эта позиция деятелей России - ничем не отличается от позиции Польши Пилсудского. Там беларусов называли «восточной окраиной и частью великопольского народа» - а Задорнов, Веллер и иже с ними нас точно так называют «западной окраиной и частью великорусского народа». Там говорили, что историческая миссия беларусинов - защищать восточные границы Речи Посполитой от орд схизматиков-москалей и мусульман-татар, а эти говорят, что наша историческая миссия - защищать западные границы Великой России от подлых поляков-католиков. И те, и другие говорят, что Беларусь - это оберег Польши против России и России против Польши.

Ну и чем Задорнов и Веллер лучше «пилсудчиков»? И те, и другие равно не хотят видеть существование Беларуской Нации и Беларуского Государства.

ЗАДЫХАЯСЬ ОТ МИФОВ

В условиях идеологической несвободы (будь то царизм или СССР) беларуским историкам, пытавшимся оспаривать эти чудовищные мифы, просто затыкали рот и жесточайше их наказывали. В этих условиях диктата (чем восторгается Задорнов) мифы никто не опровергал - и в таких условиях они становились основой представлений масс.

Суть этих мифов такова, что сегодняшние реалии (настоящие и чаще мнимые) проецируются в историческое прошлое, хотя их там никогда не было. Например, сегодня деятели РПЦ и всякие русские колонизаторы сумели вбить в головы беларусов представления о том, что беларусы якобы всю свою историю были одной с русскими веры - Русской православной церкви Москвы. Об этом, в частности, говорил и Задорнов.

Но факты это опровергают. Давайте считать вместе. Впервые беларусы (около 40%) стали людьми веры РПЦ только с 1831 года, когда царизм ликвидировал наше Униатство. Из-за подавления католицизма и иных вер в Беларуси число русско-православных выросло к 1920 году до 75-80%, но затем в БССР начался период «торжества безбожников» и массового закрытия церквей РПЦ - и примерно с 1925 года по 1939 год в целом по Беларуси (Западной и БССР) число католиков и действующих католических костелов стало существенно превалировать. Ситуация немного «выправилась» в сторону РПЦ только во времена Брежнева, но все равно СССР оставался атеистической страной: католики Западной Беларуси действительно являлись активно верующими, а русско-православные - были фикцией, они не исповедовались, не посещали каждое воскресенье храм, и только по факту крещения называли себя «православными РПЦ». Кстати, такова ситуация и сегодня. 99% нынешних православных РБ - ими не являются, так как не посещают воскресные молебны.

Считаем: вера РПЦ (основанная в 1589 году при Борисе Годунове) была верой большей части беларусов только с 1831 по 1925 год - это 94 года. А вовсе не «вся история»!

Униатами большинство беларусов было с 1596 по 1831 год - это 235 лет. В два с половиной раза дольше. Отличалось наше Униатство от РПЦ Москвы не только тем, что было «от Отцов Церкви», но - главное - это была Беларуская Национальная Церковь, которая вела богослужения на нашей мове, имела Святые тексты на нашей мове и являлась хранителем нашей национальной идентичности. Вот поэтому ее и уничтожил царизм в своих колониальных целях. Сегодня БПЦ, конечно, не соответствует тому статусу Национальной Церкви, который принадлежал в 1596-1831 гг. нашему Униатству.

Эти национальные церковные традиции существовали у нас и до церковной Унии (включая свой собственный список беларуских-литвинских святых, в котором не было введенного Иваном Грозным Александра Невского и прочих, из-за чего наши святые были запрещены царизмом в 1831 году и введены московские). То, что именуют «Униатской Церковью», являлось продолжением традиций РПЦ Киева - то есть нашей веры до Унии. Эта вера кардинально отличалась от московской-ордынской, и по этой причине Иван Грозный, захватывая Новгород, Псков, Тверь и Полоцк, в первую очередь уничтожал лютыми казнями все православное духовенство. Архиепископа Новгорода он «женил» на кобыле, привязал его лицом ей в круп, так с позором довез до Москвы и там прилюдно повесил. Замечу - еще задолго до церковной Унии Иван Грозный в захваченном на время Полоцке устроил кровавую бойню: как «иноверцев» уничтожил всех священников Полоцкой Софии и всех православных монахов. Ясно, что ни о каком «единоверии» тут и речи идти не может. Сегодня идеологи врут, что, дескать, Иван Грозный «протянул руку помощи единоверным православным беларусам», - хотя он пришел в Полоцк с целью их уничтожить как «еретиков» ненавистной ему Русской православной церкви Киева. Ненавистной тем, что в его московской (несторианской ордынской) вере его почитали БОГОЦАРЕМ - по ордынской традиции. А в Новгороде, Пскове, Полоцке, Киеве - не считали сего сатрапа таковым, не рисовали в храмах его фрески рядом с Иисусом. И вообще не обожествляли свою княжескую власть. Отсюда и ненависть.

Таким образом, наше древнее (до Унии) православие не имело ничего общего с несторианской верой Московии. Наоборот, из-за этих различий Московия-Орда вела религиозные войны против нас.

Кроме того, в отличие от русских, порядка 35-40% беларусов всегда были католиками, а в реальности еще больше, так как из-за веры многие (особенно шляхта) были записаны царизмом в «поляки». Поэтому Беларусь можно называть страной равно и католической, и униатской.

Мало того, в период Реформации Беларусь вообще стала протестантской страной (возможно ли такое в России или даже в Украине?!). В том же Полоцке, захваченном Иваном Грозным, протестантов и иудеев было больше, чем православных РПЦ Киева. Их всех скопом и уничтожил сатрап, а всех евреев Полоцка, включая младенцев, утопил в Двине. Сегодня историки РФ цинично объясняют эти зверства «друга беларусов» тем, что он якобы был возмущен реформаторской ересью, которую распространял Полоцк. Хорошая «рука помощи от единоверца»: на 17 лет некогда 100-тысячный самый крупный город Восточной Европы стал абсолютно безлюдным - в нем пребывал только гарнизон татар и мордвинов Московии, местное население Иван Грозный из города изгнал, а всю знать и духовенство всех конфессий уничтожил, как и евреев.

Забыт и тот факт, что во время войны 1654-1667 годов наши предки беларусы-протестанты расторгли Союз с Польшей и создали новую «Речь Посполитую» - теперь со Швецией. Оба документа - и Декларация об Унии со Швецией, и Договор об Унии 1569 года с Польшей - исторические реалии. И нет ни одного такого исторического документа (даже не инициированного, а просто подписанного) с нашей стороны о каком-то «воссоединении с Россией».

Однако задорновы сегодня вещают, что беларусы на протяжении 1000 лет только и хотели (испытывали постоянно зуд в каком-то месте), как воссоединиться с восточным соседом - финским Залесьем, потом Ордой, потом Московией, потом Россией. Единственным поводом для такого суждения о «тяги беларусов к Москве» можно найти только тот факт, что в 1612 году в Кремле сидели беларуские полки, осажденные бандами московитов; беларусы в осажденном Кремле полагали, что Московия станет союзной частью нашего Государства - включавшего польский, украинский и беларуский народы, что и есть СЛАВЯНСКИЙ СОЮЗ. Но московитам сей Славянский Союз почему-то не понравился, они вырезали наш беларуский гарнизон в Кремле и сегодня провозгласили это «началом русской нации» и «общенациональным российским праздником». То есть - избавление от Славянского Союза и вырезание беларусов в Кремле - это там суть нации и страны.

Из выступлений Задорнова: «Запад не дает славянам объединиться, он всегда хотел нас разъединить. Это политика НАТО».

Получается, что Минин и Пожарский, которые в 1612 году не захотели единого Славянского Государства с беларусами, украинцами и поляками, - это и есть НАТО и Запад.

Мифы, как видим, не соответствуют истории. Они живут своей жизнью, а настоящая история предков - своей.

 

Информация